1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. 9 Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
Шестая глава Евангелия от Матфея – самая растаманская, самая хипповая глава Писания.
Потому что вся в целом она сводится к старой доброй заповеди волосатых детей Божьих – “Не парься”.
Не твори милостыню перед людьми. Не демонстрируй своё благочестие. Не напрягайся насчёт завтра – оно же завтра.
Вообще не заморачивайся, как ты выглядишь – добрым или “добреньким”, разумно тратящим или бездарно расточающим. Это вообще неважно – важен стоящий перед тобой человек, а не твои мысли на его счёт и даже не твои мысли о тех, кто в этот момент на тебя смотрит. Не надо рефлексировать, говорит Писание. Не надо плодить лишних сущностей. Делом займись.
Ведь почему вредно тщеславие, почему оно вдруг стало грехом? Теоретически ничего плохого нет: люди неизбежно имеют мнение друг о друге, и что с того, что оно мне важно? А то плохо, что человек грешный есть человек замороченный. Я ведь не просто замечаю, что думают обо мне. Я начинают думать о том, что другой думает обо мне, И правильно ли я понял, что другой думает обо мне. И верно ли я проявляю свои чувства, вызванные тем, что я думаю о том, что другой подумает обо мне. И что я переживаю от того, что так или иначе проявляю чувства, вызванные тем, что я думаю о том, что другой подумает обо мне. И так далее, и в бесконечность.
А милостыня между тем остаётся неоказанной, пока я думаю.
Рефлексия, непростая жизнь, бесконечное перемалывание чужих мнений, большей частью гипотетических, плохо тем, что оно – не реальность. Это пространство фантомов, грёз, иллюзий, допущений. “Убояшеся страха, идеже не бе страх” (пс. 13) – это как раз про внутренний мир человека тщеславного. Кто из нас не пугался возможной чужой реакции и не узнавал потом, много потом, что бояться было нечего, ибо никто о нас не думал? Или кто не старался понравиться тому, кто вообще едва заметил весь происходящий под носом подвиг?
Бог наш – Бог реальности, Бог правды. И тщеславие, уводящее в дебри иллюзий и самообмана, противно Ему.
Но нам сложно отрешиться от этого мира, от людей, от забот, от повседневности. И поэтому нам дана заповедь о субботе (прекрасный, хоть и длинный текст об этой заповеди от Володи Шалларя, не могу не сослаться). А в суете жизни Христос предложил простой рецепт – тайну и быстроту. Не рефлексировать над добродетелью, а творить, творить её сразу. “Просящему у тебя – дай”, и дай быстрее, чем правое полушарие поймёт, о чём задумалось левое.
И не надо бояться, что раздадите лишнего. Как люди слишком много тратят на ненужные вещи, на бессмысленные развлечения, на пускание пыли в глаза кому-то, я миллион раз видел. А вот чтобы нищему от душевного порыва отдали чересчур много – знаете, почти никогда. Не надо иллюзий – как только вы приблизитесь к той планке, за которой милосердие превращается в подвиг – внутри не то, что красная лампочка зажжётся – сирена завоет и караул вскочит по тревоге.
Будьте проще, как велит Писание. Вот они – нуждающиеся. Ребёнок с больным сердцем, храм со сломанной крышей, женщина с больными ногами, мальчик с лейкозом, бездомные на улицах. И вот она, ваша правая рука, на компьютерной мышке. Пусть левая не знает, что она сделает.