Топ-12 статей
12. «Теизм и атеизм: о чем им спорить?»
Философ и теолог Дмитрий Матвеев рецензировал книгу Дэвида Бентли Харта «Бог»: «Так что же, в аспекте экзистенциальной убедительности как важнейшем для модерна побеждает атеизм? Не будем спешить. При всем шоке от угрозы небытия, при видимом торжестве дезинтеграции в мироздании, реальность все-таки предоставляет нам данные и в пользу возможности Бога как предельной Тайны основания нашего бытия».
11. «“Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына”: разве ошибается Библия?»
В Ветхом Завете сказано: «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». О том, как пересмотрено это правило в свете Нового Завета, рассказывает наш автор протоиерей Александр Усатов.
10. «Миссионерский тупик. Чему нужно учить сегодня будущих пастырей?»
Денис Собур: «Развитие наук о мозге, генетики, антропологии дает картину мира, еще сильнее отстоящую от традиционных верований. Нам нужно учиться говорить на этом языке», «целью нашей миссии становятся необразованные люди. Те, кто ничего не знает и ленится сам прочитать. Им мы будем пересказывать взгляды на мир, усвоенные нами в девяностые. А остальные пусть проходят мимо, нам и без них хорошо…»
9. «Восемь семейных фэнтези-фильмов, которые не скучно посмотреть с детьми»
Алеся Храмова собрала фильмы, которые «многие из нас наверняка смотрели в детстве; фильмы — «взрослые» варианты сказок; фильмы о том, что иногда Бог выходит на связь с людьми как в самых настоящих библейских сюжетах».
8. «Как не навредить себе экспериментами в питании»
Почему так хочется вредного «Доширака» и насколько важно есть суп? Как изменился наш рацион за 150 лет? О чем нужно помнить, переходя на вегетарианское питание? Обо всем этом рассказывает гастроэнтеролог, диетолог и терапевт Артур Бернацкий.
7. «Ни предположений, ни оценок, ни выводов»
Владимир Берхин: «Архимандрит Андрей (Конанос), знаменитый греческий проповедник, снял священный сан, и даже не объяснил почему», «не зная причин, я не могу поступок отца Андрея ни поддержать, ни оправдать, ни осудить. Но я могу посочувствовать ему — как человек человеку и как христианин христианину. Посочувствовать и помолиться, чтобы Христос, Которому он долго и искренне служил у престола и Которого проповедовал словом, был с ним в эти, несомненно, очень трудные дни».
6. «Формально — пародия, на глубине — «про Бога». Псой Короленко о жизни и песнях, о любимой музыке, Собчак и Боге»
Лестер Бэнгз по просьбе «Предания.ру» поговорил с поэтом-шансонье Псоем Короленко.
5. Статьи Владимира Шалларя:
— «Скончался Сергей Хоружий. Краткий обзор его философии в пяти пунктах»;
— «Зулейха открывает глаза на Кураева, Сталина и Билла Гейтса»: Кураев запрещен, Сталин в храме, Гейтс всех чипирует. Что все это значит?
— «Бытие и техника: “Бог” Дэвида Харта»: еще одна рецензия на вышедший русский перевод книги может быть самого значительного современного православного мыслителя;
— Подборка «Лучшие книги протодиакона Андрея Кураева».
4. «В православной Твери кипят страсти»
Олег Тишин: «В православной Твери бушует церковный скандал. Хотя церковный он или антицерковный — это еще надо разобраться».
3. Разумеется, были популярны статьи про коронавирус:
— «Коронавирус: чистые руки, целование святынь и вера в Бога» протоиерея Андрея Битюкова;
— «Можно ли причащаться во время эпидемии коронавируса?» Сергея Худиева;
— «К вопросу о служении в масках» Игоря Петровского;
— «Рассказать Богу про коронавирус» Марины Филоник;
— «Коронавирус как катализатор процессов в обществе» Дениса Собура.
2. В этом году мы запустили проект «Крылатые выражения из Библии». В наш топ из него попали ликбезы от протоиерея Димитрия Сизоненко:
— «Что значит выражение “поцелуй Иуды”»;
— «Что такое “манна небесная”»;
— «Что значит “нет пророка в своем отечестве”».
Самой популярной статьей из написанных в 2020 году оказался рассказ очевидицы Маши Дубровской о США: «Сначала мы читали об ужасах в российских новостях, но думали, что СМИ драматизируют. Потом смотрели американские новости, но события происходили как будто бы где-то далеко. Но когда над домом низко пролетел вертолет, стало страшно…»
Топ-12 святоотеческих книг
12. «Беседы на Евангелие от Марка» епископа Василия Кинешемского: «Это был расцвет римского могущества, эпоха Августа. Неимоверно богатели высшие классы — патриции и всадники. Правда, народ от этого не выигрывал и под золотой мишурой внешней пышности империи таилось много горя, нищеты и страданий. Если по общественной лестнице мы спустимся ниже, в класс рабов, то здесь мы найдем только непрерывные страдания и беспросветное горе. Раб не считался даже человеком. Зло сгущалось повсюду. В этой атмосфере бесправия и насилия, обмана и лицемерия, становилось трудно дышать. Мир, порабощенный римской политикой стоял на краю могилы. Весь мир находился в напряженном состоянии, и в эту-то великую и торжественную минуту рождается Господь Иисус Христос и проповедует людям Свое Евангелие, это Откровение новых путей возрождения и истинной жизни».
11. «Лествица» Иоанна Лествичника: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя. Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему. Превосходный алфавит для всех есть следующий: смирение, непамятозлобие, братолюбие, кротость, беспопечение о мире, непорочная ненависть к родителям. Любовь к Богу есть причина удаления от мира. Удаление от мира есть смерть сребролюбия. Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого».
10. «Духовное пробуждение» Паисия Святогорца: «”Я верю, что Бог поможет мне”, — говорят некоторые, но при этом стараются накопить денег для того, чтобы не испытывать никакого лишения. Такие люди насмехаются над Богом, потому что вверяют себя не Ему, а деньгам. Если они не перестанут любить деньги и полагать на них свою надежду, то они не смогут возложить свою надежду на Бога. Я не говорю, что людям не нужно иметь каких-то сбережений на случай нужды, нет. Но не следует полагать свою надежду на деньги, не нужно отдавать деньгам свое сердце, потому что, поступая так, люди забывают Бога».
9. «Благовестник, или Толкование на Евангелие» Феофилакта Болгарского: «Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно».
8. «Добротолюбие. Избранное для мирян» святителя Феофана Затворника: «Сребролюбие есть поклонение идолам. Нелюбостяжателен тот, кто отрекся от всякой собственности и на земле совсем не имеет ничего, кроме тела, да и к нему отторгнув всякое расположение».
7. «Душеполезные поучения» аввы Дорофея: «Святые мученики всецело принесли себя в жертву Богу, и не только самих себя, но и то, что было их, и что было у них. Ибо иное, как говорит святой Василий, мы сами, иное — наше, и иное — что у нас. Мы — это ум и душа; наше — это тело; а у нас имущество и прочие вещи. Итак, святые приносили себя в жертву Богу всем сердцем, всею душею и всею крепостию, исполняя слово Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22:37); ибо они пренебрегли не только детьми, женами, славою, имуществом и всем прочим богатством, но и самыми телами своими».
6. «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца: «Почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби — радость; прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие — одна из величайших черт богоподобия; больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром».
5. «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова): «Любить — блаженство; ненавидеть — мука. Весь Закон и Пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему. Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог. Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий. Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».
4. «Подвижнические слова» преподобного Исаака Сирина: «Что такое сердце милующее? — и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».
3. «Старец Силуан Афонский» архимандрита Софрония (Сахарова): «После опыта адских страданий, после указания Божия; «держи ум твой во аде», для Старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и на непознавших Его. Для него было несносимым сознавать, что люди будут томиться во «тьме кромешной».
2. «Душевный лекарь — Святые отцы — мирянам»: собрание выписок из Отцов по различным вопросам: Бог, Церковь, молитва, борьба со страстями, конфликты, добрые дела, смерть, отношения между полами, семья, дети.
1. Самые популярные святоотеческие книги — Толкования Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна: «Ужасная, любезные мои, ужасная, и большого требующая врачевства болезнь вкралась в церковь! Те, которым даже не велено копить богатства и праведными трудами, но повелено отверзать домы свои неимущим, те самые извлекают свою выгоду из бедности других, выдумывая благовидный образ хищения, искусно прикрывая любостяжание», «Бог дал нам один дом — мир этот; разделил все поровну: одно для всех возжег солнце, распростер один кров — небо; устроил одну трапезу — землю; дал и другую трапезу, которая гораздо важнее этой, но также одну: соучастники таинства знают, что я говорю; даровал всем один духовный образ рождения; у всех нас одно отечество на небесах; все пьем из одной и той же чаши. Ни богатому Он не дал ничего больше и драгоценнее, ни бедному ничего меньше и малоценнее; но всех равно призвал, и как плотские, так и духовные (блага) равно сообщил. Отчего же такое неравенство в жизни? От любостяжания и высокомерия богатых. Но, братья, да не будет впредь этого».
Топ-12 современной духовной литературы
10. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). «Евангелие от Марка»
9. Николай Новиков. «Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий»
8. Протоиерей Александр Мень. «Сын Человеческий»
7. Архимандрит Андреас Конанос. «Когда Христос станет для тебя всем»
6. Книги игумена Никона (Воробьева): «О началах жизни», «Избранные письма», «Нам оставлено покание»
5. Книги К. С. Льюиса: «Расторжение брака», «Письма Баламута», «Просто христианство»
4. Н. Н. Соколова. «Под кровом Всевышнего»
3. Борис Гладков. «Толкование Евангелия»
Топ-12 художественной литературы
12. Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон»
11. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» и «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына
10. «Рассказы об отце Брауне» Г. К. Честертона
9. «Божественная Комедия» Данте
8. «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци
6. Роман неизвестного автора XX века «Отец Арсений»
5. Романы Ивана Шмелева «Лето Господне» и «Пути небесные»
4. Романы Федора Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»
3. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
2. Романы Льва Толстого: «Детство», «Юность», «Анна Каренина», «Война и мир»
1. Самое популярное их худлита — «Космическая трилогия» К. С. Льюиса
Топ-12 художественной литературы для детей
10. Роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
9. Цикл Анне-Катарины Вестли «Бабушка и восемь детей»
8. Книги Фрэнсис Бёрнетт: «Маленькая принцесса», «Таинственный сад»
7. «Денискины рассказы» Виктора Драгунского
6. Роман Луизы Олкотт «Маленькие женщины»
5. Роман Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения»
4. Роман Элинор Портер «Поллиана»
3. Роман «Приключения Оливера Твиста» и «Рождественские повести» Чарльза Диккенса
2. Сказочный роман «Хоббит» и трилогия «Властелин Колец» Толкина: «Братство Кольца», «Две Крепости», «Возвращение Короля».
1. Самое популярное в этой категории — «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса