Раав – широкая душа

Монахиня Елисавета (Сеньчукова)

Религиовед и журналист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

«Салмон родил Вооза от Рахавы» (Мф 1:5). Очередная неловкая история из Ветхого Завета перекочевавшая в Новый.

Салмон был одним из тех израильтян, кто после исхода из Египта перешел реку Иордан и, очевидно, участвовал в осаде и захвате Иерихона. А Рахава, она же – Раав – женщина, без которой Иерихон, стратегически важнейший город, не был бы взят израильтянами.

Иудеи, правда, считают, что Раав была женой Иисуса Навина, тогдашнего предводителя Израильтян. Но мы будем следовать христианскому преданию.

Неловкость тут в том, что Рахав была блудницей, проще говоря – проституткой. Книга Иисуса Навина сообщает об этом без малейшего смущения: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там» (Ис. Нав. 2:1), и используемое там словосочетание אשה זונה («Иша Зона») не позволяет толковать его иначе, как род занятий.

Мало того. Раав совершила очень неприятный с точки зрения нравственности поступок. Воинов Иерихонского царя, искавших шпионов, она направила другой дорогой, а юношей спрятала у себя. Как она догадалась, что «гости» захватят ее город, – непонятно. Иудейкой она не была. Особым благочестием, которое, как считается, порой просвещает людей, явно не отличалась. Факт остается фактом: проститутка предала свой город в обмен на то, что она и ее близкие останутся живы. Знаком тому должна была послужить красная нить, свисающая из ее окна. Возможно, с этой нитью связано современное повальное увлечение талисманами из Израиля – красными ниточками.

Итог: Иерихон был сожжен дотла, жители его перебиты, а Раав и ее семья остались живы.

Неизвестный художник. Раав и лазутчики Иисуса Навина. 17 век

Имя Раав, Рахава происходит от корня רחב («рхв») – широкий. Среди работ современных библеистов мне попадалось мнение, что до определенного момента древние библейские герои названы в тексте не настоящими именами, а значимыми – само имя могло забыться, а суть сохраниться. Настоящее ли, символическое ли, имя блудницы Раав очень соответствует ее сущности. Грешить – так на полную катушку. Бояться – так уж бояться («Вы навели ужас на нас» (Ис. Нав. 2:9). И верить – тоже.

Блаженный Феофилакт Болгарский, наш, христианский, толкователь Священного Писания, считает Раав ни много ни мало прообразом Церкви: «Никто да не подумает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви, но да слышит, что говорит Апостол: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор 6:9–11). Так и Раав прежде была блудницею, но с верою приняла соглядатаев; и когда царь повелевал их выдать, не согласилась на сие, но скрыла их, потому что уверовала в Бога Евреев». Дальше блаженный выводит ее веру из слов о том, что все жители Иерихона пребывают в ужасе от находящегося рядом военного лагеря евреев, но, мне кажется, все несколько сложнее.

Раав могла быть рационально мыслящей женщиной, которая просто решила таким нехитрым образом, как отказ выдавать вероятно побеждающего врага, спасти свою шкуру. Ну хорошо, не «свою шкуру», а жизни своих близких. В конце концов, если бы евреи проиграли эту битву, она бы ничего не потеряла – свои бы ни в чем ее не заподозрили. Подумаешь, красная веревка. Может, она белье на ней сушила, а во время военных действий веревка оборвалась.

Но есть, как говорится, нюанс. Иерихонцы действительно пришли в ужас от евреев, перед которыми, как они слышали, расступались воды, вокруг которых происходили невероятные и страшные чудеса. Жители Иерихона были язычниками и верили, что боги могут потребовать самого жестокого обращения с захваченными – и о грозном Боге Израиля наверняка были наслышаны. Знали ли они, что все попадут под заклятие и будут уничтожены? Трудно сказать. Но предположить, что церемониться с ними не станут, они были просто обязаны.

И профессиональная блудница тоже не могла не догадываться, что ее ждет – никакая красная нитка не поможет. В любом случае, кроме как если побеждали слуги Бога Истинного Рахаву ждала усиленная работа по специальности, вероятно, без оплаты. И вот тут-то и проявилась ее вера. С ними – Бог. И Он – настоящий. И Он не даст ее в обиду, и народ Его примет ее. И была права: «Она живет среди Израиля до сего дня» (Ис. Нав. 6:24).

Удивительная вещь. Раав первая делом показала, что доверие Богу – превыше всего. Любовь к родине с ним не сравнится. Конечно, можно вспомнить Авраама, который был готов убить своего сына по требованию Бога – но Авраам-то был остановлен рукою Ангела. А Раав видела, как рушатся стены родного города, слышала крики убиваемых – и продолжала верить.

Это страшная вера. В наше время мы бы сочли ее фанатичной, но, к счастью, мы живем во времена не ветхозаветные, а новозаветные, и от нас Бог требует в большей степени любви, чем веры («А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13:13), да и не предает больше Бог города и народы заклятию. Концепция взаимоотношений Бога и человека после Его воплощения поменялась радикально. Но страшное время, в которое жила Раав, требовала и страшной веры. Веры в Единого. Отказа от ложных богов во имя Истинного.

И за эту тягу к Истине она стала прародительницей ее воплощения на земле – Господа Иисуса Христа.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle