Сегодня мы более подробно поговорим о вечерней молитве. С чем мы приходим к Богу вечером? Какие основные темы вечерней молитвы? Каковы особенности церковной и домашней молитвы вечером?
Круги богослужения
Церковь живет в своем особом молитвенном ритме, который сложился исторически. И все, кто приходит в Церковь, приобщаются к этому опыту, встраиваются в общую богослужебную жизнь.
Естественно, что мы начинаем и оканчиваем свой день молитвой, стараемся выделить в течение дня определенное время для памяти о Боге. Так складывается суточный круг богослужения.
По заповеди Божией ветхозаветная Церковь выделила субботу как день, особо посвященный Богу, напоминающий о Творении и свободе, к которой мы призваны. К субботе добавилось воскресение — как праздник победы Господа над смертью. Эти два дня составили основу недельного цикла.
Наконец, в течение всего года выделялись и выделяются отдельные праздники, напоминающие о спасительных событиях истории. Если для Ветхого Завета это были праздники Пасхи (Освобождения из Египетского плена), Шавуот (дарования Закона) и Суккот (странствования по пустыне), то для Новозаветной Церкви основой годового круга стали Рождество Господа Иисуса Христа, Пасха, Троица (Пятидесятница), а также другие праздники, связанные с жизнью Спасителя, Богородицы и святых.
Как мы видим, богослужение устроено циклично, то есть кругами. Однако, по мысли Андрея Черняка, это не просто хождение по одному и тому же кругу. Здесь лучше подходит образ спирали. В христианстве есть принцип направленности, векторности. То, что совершает Бог, нециклично: Бог ведет человека от сотворения к обожению, к полноте бытия в Пресвятой Троице. Все, что совершает Бог в этом мире, это стрела от ничего к полноте.
Суточный круг богослужения
День в церковной традиции начинается с вечера. Такой порядок восходит еще к ветхозаветным временам (Лев 23:32). В Книге Бытия в повествовании о днях творения используется формулировка «И был вечер, и было утро: день один (второй и т. д.)» (Книга Бытия, 1-я глава). В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. С вечера начинается подготовка к главному богослужению Церкви — Литургии.
Смысл суточного круга в том, что, восходя от Ветхого Завета через Вечерню к Новому Завету Утрени, Церковь проходит историю народа Божьего от сотворения мира, историю земной жизни Христа, чтобы подойти к Пасхе, к Евхаристии — центральному моменту Литургии.
Если вы хотите более подробно познакомиться с системой богослужебных кругов, предлагаем посмотреть схему «Богослужение в Православной Церкви».
Вечерняя молитва Церкви
Вечерня
Первая служба суточного круга — это Вечерня. Основной смысл Вечерни — подготовка ко сну, своего рода церковное напутствие перед сном. На этом богослужении христиане, собравшись вместе, благодарят Бога за все Его благодеяния, и особенно за прошедший день, приносят покаяние в грехах, совершенных в течение дня, просят у Господа без греха провести остаток дня и ночь, мирную жизнь и блаженную кончину.
Структура Вечерни отражает определенный замысел, ту самую направленность к полноте, о которой сказано выше.
Первая ее часть переносит нас в ветхозаветные времена. Чтением или пением 103-го предначинательного псалма Церковь прославляет Бога как Творца и Промыслителя о мире и человеке, напоминая молящимся о первом на земле вечере, о сотворении мира и блаженном пребывании первых людей в раю (открытые врата алтаря — это образ отсутствия преград между Богом и людьми).
Псалом 103
Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века…
Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея…
Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих…
Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе…
Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.
Благослови, душа моя, Господа. Господи Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки…
Как многочисленны дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих…
Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих…
Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе…
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро.
(Перевод сщмч. Феофана (Адаменко)
Во время пения 103-го псалма священник с диаконом совершают каждение храма и верующих. Оно помогает настроиться на молитву — ведь наша молитва должна возноситься к Богу, как дым этого каждения, а каждение священником каждого участника богослужения — это благословение, освящение и отражение того почтения, которое обращено к образу Божию в нас.
Правда, этому действию было дано и символическое толкование. Византийские богословы считают, что каждение в этом месте Вечерни изображает веяние Святого Духа над сотворенным миром (Быт 1:21).
Но вот Царские врата закрываются. После грехопадения люди были изгнаны из рая и проводили жизнь в труде и покаянии. Стоящие перед закрытыми Царскими вратами молящиеся символизируют собой кающихся праотцов Адама и Еву у дверей рая.
Во время чтения 103-го псалма священник читает семь светильничных молитв по числу дней творения. Поскольку эти молитвы не читаются вслух, многие даже не знают, о чем они. Между тем именно эти молитвы лучше всего отражают дух вечернего богослужения.
Вот эти молитвы с переводом на русский язык:
Первая молитва
Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго.
Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого.
Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твое.
Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Вторая молитва
Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших.
Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.
Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших.
Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам оставшуюся часть нынешнего дня мирную и безгрешную, как и все время жизни нашей, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых. Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Третья молитва
Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея, но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити, и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем имя Твое, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всем волю Твою. Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Четвертая молитва
Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни уста наши хвалою Тебе, дабы возвеличить имя Твое святое. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых Твоих. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пятая молитва
Господи, Господи, пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас, и каяйся о злобах наших, помяни щедроты Твоя, и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго, и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию всесвятаго Твоего Духа.
Милостию и человеколюбием единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи, Господи, в пречистой Твоей руке все держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни сострадание Твое и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам (по милости Твоей) и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от его козней сохрани благодатию всесвятого Твоего Духа. По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Шестая молитва
Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляяй всяческая, и мирская нам благая даровавый, и поручивый нам обещанное Царство, обещанными благими; путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла: даруй нам и прочее непорочно совершити, пред святою славою Твоею, пети Тя, Единаго благаго и человеколюбиваго Бога нашего. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом управляющий всем! И блага этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству [уже] данными нам по милости благами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.
Ибо Ты — Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Седьмая молитва
Боже великий и вышний, Един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою, и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести. Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания, подаждь же нам настоящий вечер, и приходящую нощь мирну, облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго и всякия вещи, во тьме преходящия, и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей Владыко, благих подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще, о своих согрешениих и всех людей Твоих, яже молитвами святыя Богородицы, милостию посети.
Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Боже великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, все творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днем, луну же и звезды — для управления ночью, удостоивший нас, грешных, и в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твое и прими ее как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для упокоения немощи нашей, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка [всего], благ Податель, — чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твое и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости души для славословия Твоей благости, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по ходатайствам святой Богородицы, милостиво посети. Ибо Ты — благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Обратите внимание, в этих молитвах основной акцент — на Боге, Его милосердии и щедрости; личность молящегося не так важна, как то, перед Кем он стоит. Эти молитвы напоминают нам, что мы участвуем в общем богослужении с небесными силами, и нам уже все дано… Дано Царство, дано участие в наследии святых… Дело не в том, чтобы обвинять себя в разнообразных грехах (это не помогает), а в том, чтобы, благословляя Бога в радости, принять Его дары, пойти по пути, который Он открывает для нас. Тон этих молитв — радостный, жизнеутверждающий. Все в них дышит той жизнью, которая нашла свое отражение на страницах Нового Завета — в Книге Деяний, Павловых посланиях, Апокалипсисе.
После 103-го псалма — великая (мирная) ектения, начинающаяся словами «Миром Господу помолимся…». В мирном состоянии духа, примирившись с ближними, мы просим Бога о даровании мира свыше, о спасении наших душ, о храме, в котором все собрались на службе, и всех молящихся, о священнослужителях, властях, о единстве Церкви и временах мирных, о своем приходе, о стране и городе, где мы живем, о всех особенно нуждающихся в Божией помощи.
Повторение прошений этой ектеньи и даже расширение прошений (например, об учащих и учащихся, о служениях наших, о христианских семьях, об устроении нашей домашней молитвы, о воспитании детей в вере и чистоте, о Божием творении, о прекращении вражды и пр.) дает возможность откликнуться на то, о чем мы переживаем, принести это Богу. И это возможно и в домашней молитве.
В богослужении Вечерни широко используются псалмы. Иногда поются избранные стихи из них, иногда псалмы читаются последовательно. По идее, в течение недели должна бы прочитываться вся Псалтирь, но в домашнем богослужении можно к этому подойти творчески:
- читать избранные псалмы или стихи из них;
- читать псалмы, положенные на день недели (если у вас много времени);
- читать псалмы последовательно, пользуясь закладкой;
- в качестве варианта богомыслия в течение дня читать псалмы с хорошими комментариями и размышлять над ними, как это сделано в книге В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем».
На Всенощном бдении, к примеру, поются избранные стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов:
Блажéн муж, и́же не и́де на совéт нечести́вых.
Яко весть Господь путь прáведных, и путь нечести́вых поги́бнет.
Рабóтайте Гóсподеви со стрáхом и рáдуйтеся Ему́ с трéпетом.
Блажéни вси надéющиися Нань.
Воскресни́, Господи, спаси мя, Боже мой.
Госпóдне есть спасéние, и на лю́дех Твоих благословéние Твóе..
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых.
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
Блаженны все уповающие на Него.
Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой.
От Господа — спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс 1:1, 6; 2:11-12; 3:8-9).
Псалмопевец противопоставляет два пути: праведников — путь жизни, ведущий к ее источнику, Богу, и нечестивых — путь греха, ведущий к смерти. Человек призван к праведности, к исполнению воли Божией и борьбе с грехом. Тогда он будет счастлив и обретет полноту жизни в Боге.
Тема покаяния продолжается пением вечерних стихов «Господи, воззвах…» (140-й, 141-й, 129-й и 116-й псалмы) со стихирами, посвященными Господу, Богородице и святым.
В богослужении используются и отдельные гимны, сочиненные песнописцами, например, «Свете Тихий»:
Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: тем же мир Тя славит.
Святой и блаженный Иисусе Христе, Ты — Радостный Свет, отражающий святую славу бессмертного Отца Небесного. Достигнув заката, видя вечерний свет, мы воспеваем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Ты достоин того, чтобы тебя всегда воспевали благоговейными голосами. Сыне Божий, Ты — податель жизни, поэтому и прославляет Тебя мир.
После входа положено чтение Священного Писания — паремий, перед которым произносится прокимен (стих из псалмов), выражающий главную мысль чтения, а если чтения не положено — указывающий на общее значение службы. На каждый день недели существует особый вечерний прокимен, и потому эти прокимны называются «дневными».
За паремиями следует сугубая ектения (усиленная молитва обо всех членах Церкви), после которой читается молитва «Сподоби, Господи»:
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже Отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. — Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. — Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе Слава подобает: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Сподоби, Господи, в этот вечер без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня заповедями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня заповедями Твоими. Господи, милость Твоя вечна. Созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Затем произносится просительная ектения и поются стихиры «на стиховне». В них Церковь указывает на величие Воскресшего Господа и спасительные плоды Его Воскресения. Эти стихиры основаны на избранных стихах Псалтири и других книг Писания и соответствуют содержанию праздника.
Завершается вечерня молитвой св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…»:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему в мире; потому что видели глаза мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет во откровение язычникам и славы народа Твоего, Израиля (Лк 2:29–32).
Когда Симеон пришел по вдохновению в Иерусалимский храм, то встретил там Деву Марию с Иосифом, принесшими младенца Иисуса по окончании дней очищения, чтобы совершить над Ним законный обряд. Когда Симеон взял на руки младенца, то произнес эти слова. Старец Симеон видит в Младенце Иисусе Спасителя людей от греха, Который освободит их от господствующих среди них заблуждений, рассеет на земле мрак идолослужения, суеверия и страстей, просветит всех светом истинного Богопознания и Богопочитания.
Сравнивая вечер дня с вечером жизни, Церковь напоминает этой молитвой о пришествии в наш мир, в наши сердца Спасителя и истинного Света и о необходимости готовиться к последней встрече, которая будет у каждого в конце его земной жизни. Подобно старцу Симеону, мы надеемся отойти ко Господу с миром, уповая на милосердие Божие.
Молитва «Ныне отпущаеши» символизирует конец ветхозаветного периода, исполненного ожиданиями Мессии. Пением в воскресные и непраздничные дни песни «Богородице Дево, радуйся» изображается граница между Ветхим и Новым Заветом — Благовещение Божией Матери. В конце вечерни после 33-го псалма священник преподает Божие благословение.
Таким образом, вечерня напоминает времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мира и окончившиеся рождением в мир Спасителя, а молитва «Ныне отпущаеши» является вершиной Вечерни, содержащей в себе тему ожидания Спасителя. Сама эта тема связана с закатом: закат дня, закат солнца, закат древнего мира, исполнение Ветхого Завета. Вся служба имеет как бы завершающий, уходящий характер; она может быть очень праздничной, но, по сравнению с утреней, она имеет другой оттенок — что-то кончается, что-то завершается, уходит… Вечерня оказывается на границе двух дней: она завершает уходящий и начинает новый богослужебный день.
Другие вечерние службы
Вторая вечерняя служба — Повечерие — совершается после вечери (то есть ужина). Это молитва о даровании мирного, безмятежного сна. В текстах повечерия говорится также о памятовании дня смерти и будущем воскресении.
Еще одна вечерняя служба — это Полунощница, которую полагается совершать в полночь. Входящие в ее состав молитвы побуждают верующих всегда быть готовыми ко дню Страшного суда, ко встрече со Христом, Который придет внезапно подобно «жениху в полунощи» из притчи о десяти девах (Мф 25:1–13) или хозяину дома из притчи о верном слуге (Лк 12:36–48). Также совершение Полунощницы напоминает о Христе, Его страданиях и молитве в Гефсиманском саду.
Предлагаем вам ознакомиться с несколькими переводами богослужения на русский язык:
Православный богослужебный сборник на русском языке под редакцией сщмч. Феофана (Адаменко).
Содержит тексты Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей богослужения, утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника.
Часослов для мирян на русском языке в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота).
В состав часослова входят: Полунощница, Утреня, часы, изобразительные, Вечерня, малое и великое повечерие, чин о панагии, молитвы трапезы. 2-ю часть книги составляет приложение к часослову: тропари и кондаки, богородичны, троичны, светильны, эксапостиларии, библейские песни.
Вечерня и Утреня в переводе с греческого и церковнославянского языка священника Георгия Кочеткова с приложением церковнославянского текста.
Домашняя вечерняя молитва
На Руси домашняя молитва была тесно связана с церковной. Христиане молились дома, самостоятельно совершая последования богослужений мирянским чином. Свт. Афанасий (Сахаров) пишет:
«… православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу».
«… не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением».
О ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян говорится и в «Домострое» протопопа Сильвестра, где описывается идеал жизни человека XVI века.
Для храмового богослужения Церковь установила точный состав молитвословий, последование и время, когда оно может совершаться. Она указывает единый путь, по которому должны идти все молящиеся. И никто не может выходить за эти пределы. Даже когда богослужения сокращают, не нарушают установленный чин.
В домашней молитве у каждого христианина есть свобода личных отношений с Богом. Предлагая нам утренние и вечерние молитвы из молитвослова, Церковь дает только некоторый минимум для домашней молитвы.
Из истории молитвенного правила
Происхождение утренних и вечерних молитв, содержащихся в молитвослове, связано с именем Франциска Скорины — белорусского первопечатника, философа и гуманиста. В 1522 году он издал «Малую подорожную книжку», которая стала прототипом русских молитвословов. В нее вошли Псалтирь, Часослов, содержащий тексты неизменяемых молитв суточного богослужебного круга и некоторых наиболее употребляемых изменяемых молитвословий, а также акафисты и каноны.
Молитвы утреннего и вечернего правила начали появляться как молитвы для домашнего чтения в рукописях в XVI веке, а как устойчивое последование сформировались в XVIII веке. В него вошли молитвы из Повечерия и Полунощницы с молитвами святых подвижников, которые добавлялись к келейному правилу.
Вечерние и утренние молитвы почти все являются молитвой человека о самом себе. Но даже когда христианин обращается к Богу в своей комнате, закрыв дверь, он остается членом Церкви и молится как член церковной общины. Молясь дома утренним или вечерним правилом, можно добавлять к нему молитву обо всех, о ком хочется помолиться. В церковной практике для этого существуют помянники, или синодики — небольшие книжки или тетрадки, куда записывают имена живых и умерших близких.
Вечернее правило
Вечерние молитвы были написаны святыми, жившими в разных странах и в разное время. Некоторые авторы указаны:
прп. Макарий Великий (к. IV в.), ближайший ученик основателя монашества прп. Антония Великого;
свт. Иоанн Златоуст (к. IV — н. V в.), богослов, проповедник, автор чинопоследования Литургии;
прп. Антиох Палестинский (н. VII в.), игумен Лавры Саввы Освященного, автор жизнеописания мучеников византийско-персидской войны;
прп. Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII — VIII в.), автор богословских трудов, проповедей и церковных гимнов;
прп. Иоанникий Великий (2 пол. VIII — IX в.), подвижник из Вифинии (Малая Азия);
прп. Петр Студийский (IX в.), ученик создателя монашеского устава прп. Феодора Студита.
Изначально эти молитвы были написаны на греческом языке, а затем переведены на церковнославянский. Сейчас есть переводы и на русский язык. Их тоже хорошо читать для лучшего понимания смысла молитв. Читая литературное произведение, каждый понимает его по-своему. Но важно и интересно узнать, какой смысл в него вложил сам автор. Так же и у молитв есть авторы, святые, которые выразили в них свой опыт обращения к Богу.
Вечернее правило включает обычное начало (предначинательные молитвы), покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» из Великого повечерия, молитвы святых, в которых мы обращаемся к Богу Отцу, Иисусу Христу, Святому Духу, Богородице и Ангелу Хранителю, кондак «Взбранной Воеводе» и краткие молитвы Богородице прп. Иоанна Дамаскина, молитва св. Иоанникия Великого и окончание молитв. Вторая часть правила — молитвы, которые читаются непосредственно перед сном. В нее входит молитва прп. Иоанна Дамаскина, молитва Честному Кресту Господню и ежедневное исповедание грехов.
Вечерние молитвы читаются в конце дня, после всяких дел. Некоторые заранее читают молитвы по «Достойно есть», а вторую часть правила уже перед тем, как ложиться спать.
Основная тема вечерних молитв — покаяние. Мы просим у Бога об очищении души и прощении грехов. Бог может очистить нас мгновенно, но надо по-настоящему захотеть избавиться от греха, исправить свою жизнь, не двоедушничать, не оставлять лазейки, и решиться до конца быть верным Богу, чтобы слова покаяния были не просто словами. В покаянии нет места унынию — только надежда на Божью любовь и милосердие и вера в то, что Бог простит мои грехи.
Вторая тема — благодарение. За жизнь, за прошедший день, за события в жизни и встречи, за близких. Даже за страдания, которые делают нас ближе к Богу, побуждая не забывать о Нем, искать Его и не проходить мимо страдающих ближних.
Благодаря Бога за прошедший день, мы просим о мирном и спокойном сне и о том, чтобы провести ночь без греха. Предстоящий сон в молитве святого Иоанна Дамаскина сравнивается со смертью, а постель — со смертным одром: «Владыка, Человеколюбец, неужели это ложе мне будет гробом или еще несчастную мою душу озаришь светом дня; ибо вот, гроб стоит предо мною, вот, смерть предстоит». Мы просим защитить нас от внезапной смерти, от бед, злых людей и действия бесов.
Остановимся на одной молитве из вечернего правила, составленной свт. Иоанном Златоустом. Она состоит из 24 кратких молитв по числу часов дня и ночи.
Свт. Феофан Затворник придавал большое значение этим молитвам:
«Как читать молитовки святого Златоуста? Читайте их пред молитвословием, чтоб собралось внимание воедино… Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучать себя к памятованию о Боге; а памятование сие есть основа духовной жизни». Он рекомендовал молиться этими краткими молитвами вместо своего домашнего правила и утром. «Заучите их и обдумайте всякую… В них вся жизнь духовная поминается… Сколько раз каждую поминать — это определите так, чтобы стоять на молитве столько же, сколько обычно простаиваете на правиле. К ним можете приложить и свои молитовки — выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкните стоять на молитве нерассеянно».
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ (Господи, не лиши меня небесных Твоих благ).
Небесные блага — это дары Духа Святого, все, что необходимо нам для спасения. Мы говорим «не лиши», потому что уже получили эти дары в Таинствах Крещения и Миропомазания. Приходя в Церковь, мы принимаем Духа Святого. Бог уже дал новую жизнь в Духе Святом, Который наставляет нас на всякую истину. Но грех мешает Ему жить в нас, поэтому мы просим Бога не лишать нас Своего присутствия, несмотря на наши грехи.
Господи, избави мя вечных мук (Господи, избавь меня от вечных мук).
Такое избавление — великая милость, потому что, по справедливости, мы достойны именно вечных мук. Эта молитва еще и прошение о возможности исполнить заповедь о любви к ближнему, за неисполнение которой человека ожидает огонь вечный (Мф 25:41).
Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя (Господи, умом или помыслом, словом или делом я согрешил, — прости меня).
Это покаянная молитва. Мы каемся в том, чем согрешили делом, словом и в мыслях. Умом, или мыслью, — это все, что касается настроения, чувств: был ли я радостным, благодарным, искренним или, напротив, печалился, злился, завидовал, был недовольным, роптал, надмевался, осуждал; заботился ли о том, чтобы размышлять о добром и горнем. Помышлением — принимал ли греховные помыслы, желания. Словом — это о том, что важно следить за тем, чтобы не сплетничать, не осуждать, не проклинать. Делом — о конкретных греховных поступках.
Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия (Господи, избавь меня от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окаменелого нечувствия).
Неведение — непонимание, что я совершаю грех. Забвение — это беспечность, забытье, беспамятство, помрачение рассудка, когда я не помню о Боге, не помню своих грехов, не помню о смерти, что когда-то и мне придется держать ответ перед Богом за все, что было в моей жизни. Малодушие — страх, нерешительность, готовность быстро сдаться и отказаться от подвига, отсутствие терпения. Окамененное нечувствие — ожесточение сердца, отсутствие страха Божия, притворное благочестие, только на словах, но не на деле, без подлинных попыток исправиться.
Неведение и забвение относятся к сфере ума, а малодушие и нечувствие — к сфере чувств. Мы просим Бога о том, чтобы видеть и помнить свои грехи и от всего сердца в них каяться. Покаяние — это перемена сознания, поворот на 180 градусов от греха к Богу, полное изменение своей жизни. А это невозможно без самопознания. Но только Бог может очищать человека от греха. От нас требуется желание и активная просьба к Нему.
Господи, избави мя от всякаго искушения (Господи, избавь меня от всякого искушения).
Здесь явная связь с молитвой Господней. Мы просим Бога быть рядом и помогать нам на пути спасения, избегая зла. В этом прошении мы выражаем доверие к Богу и готовность идти вместе с Ним.
Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение (Господи, просвети мое сердце, омраченное лукавыми желаниями).
Сердце человека часто омрачено заботами, злыми чувствами, мыслями. Не всегда можно доверять своему сердцу, оно может заблуждаться, видеть хорошее там, где его нет. Поэтому мы просим Господа просветить нас, мы просим света Христова. Бог есть Свет, только Он может очистить нас от тьмы и исправить желания нашего сердца.
В этом прошении мы просим Бога действовать в нас, отказываемся от надежды на свои силы и доверяем себя Ему.
Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея (Господи, я как человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь души моей).
Человеку свойственно грешить, это зло от юности его (Быт 8:21). А Богу свойственно прощать, как Он Сам говорит о Себе: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх 34:6–7). Осознавая свою немощь, поставив себя перед лицом Божиим, мы просим Его о милости. Бог щедрый, а значит, Он может откликнуться с избытком, тогда как людям свойственно жить по принципу «ты мне, я тебе». Это молитва веры и надежды на милосердие Божие, на Его снисхождение.
Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое (Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое).
В этой молитве мы просим о благодати Духа Святого и Его помощи во всех наших делах, чтобы каждое дело было во имя Божие. Не только своими силами благовествовали апостолы, терпели страдания мученики, учили епископы, воздерживались и творили молитву монахи, созидали семьи миряне. Все это было при содействии Духа Святого.
Мы просим Бога послать Духа, чтобы Он действовал в нас. И первое, для чего мы просим эту благодать — это возможность прославлять имя Божие, святить его.
Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий (Господи, Иисусе Христе, напиши имя раба Твоего, в книге жизни и даруй мне кончину благую).
Обращаясь ко Господу Иисусу Христу, мы просим Его написать наше имя в книге жизни. Образ книги жизни Агнца взят из Откровения Иоанна Богослова. Но еще раньше он появился у ветхозаветного пророка Малахии, который пророчествовал о том, что «пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». В книге жизни пишутся имена праведников, тех, кто служит Богу. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал 3:16–18).
Образ книги жизни связан с темой Божьего Суда, на котором откроются все дела людей после их смерти. Поэтому в этой молитве мы просим о даровании благой кончины — в покаянии и мире с Богом и ближними.
Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое (Господи Боже мой, хотя я и ничего доброго не сделал пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить доброе начало).
Это молитва смиренного сердца, осознающего, что мы ничего не сделали хорошего. Все, что у нас есть, — это не наши заслуги, а Бога. Без Его благодати мы ничего не можем. И мы просим Его о помощи. Это о духовной нищете из заповедей блаженства (Мф 5:3), когда нам не хватает своих сил, мы сами справиться не можем и обращаемся к Богу. Таковых есть Царство Небесное.
Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея (Господи, окропи сердце мое росою благодати Твоей).
Благодать Божия, питающая нашу душу, не всегда пребывает с нами. Свт. Иоанн Златоуст сравнивает ее с росой. Как роса появляется каждое утро, а днем высыхает, так и благодать нужно просить вновь и вновь, чтобы не иссохло сердце.
Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем (Господи неба и земли, вспомни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого в Царстве Твоем). Аминь.
В этой молитве содержится отсылка к словам благоразумного разбойника (Лк 23:42). Здесь и славословие, и покаяние, и устремление к вечной жизни во Христе. Это первая часть молитвы. Дальше идет вторая часть.
Господи, в покаянии приими мя (Господи, приими меня, кающегося).
Когда мы каемся, мы хотим примириться с Богом, чтобы Он не просто не вспомнил наших грехов, но принял нас как Своих детей.
Господи, не остави мене (Господи, не оставь меня).
Иногда кажется, что грех непреодолимо разделяет нас с Богом. И тогда человек пребывает в состоянии богооставленности. В этом прошении выражается надежда на то, что Бог может преодолеть это разделение, освободить нас от власти греха и пребывать в наших сердцах.
Господи, не введи мене в напасть (Господи, не введи меня в напасть).
Напасть — это внезапная беда, опасность, неприятность, скорби, которые могут постигнуть любого человека. Не случайно мы просим Бога защитить нас от этого перед сном, потому что именно ночью происходят различные несчастные случаи: пожары, приступы болезни и даже смерть.
А дальше идут прошения о дарах Божиих:
Господи, даждь ми мысль благу (Господи, дай мне мысли добрые).
Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление (Господи, дай мне слезы и, память о смерти, и сокрушение).
Слезы — это дар Духа, который дается человеку с чистым сердцем, открытым действию благодати, когда он начинает видеть свои грехи и сокрушаться о них. Память смертная — состояние бодрствования, постоянной готовности предстать перед Создателем. Умиление — умягчение сердца, печаль, сокрушение, которое изгоняет из сердца гордость, злобу и наполняет его радостью. Человек, с умилением взирающий на Божий мир, приближается к тому, чтобы видеть его глазами Творца.
Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих (Господи, дай мне расположение к исповеданию грехов моих).
Желая видеть свои грехи и избавиться от них, мы просим, чтобы Бог направил наше сердце и ум к исповеданию грехов.
Очищенную от власти греха душу должно что-то наполнить. И мы просим Господа о даровании добродетелей, страха Божьего, любви к Нему всем сердцем и стремления исполнять Его волю:
Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание (Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание).
Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость (Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость).
Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое (Господи, насади во мне корень добра — страх Твой в сердце моем).
Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою (Господи, сподоби меня любить Тебя всей душой моей и мыслями, и во всем исполнять волю Твою).
Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи (Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от всего вредного для меня).
Здесь мы просим избавить нас не просто от искушений и напастей, но от их источника — бесов, страстей и злых людей, через которых они приходят.
Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь (Господи, Ты знаешь, что ты делаешь то, что Ты хочешь, да будет со мной, грешным, по воле Твоей, ибо Ты благословен во веки. Аминь).
В этой молитве мы полностью предаем себя в волю Божию, прославляем всеведение и всемогущество Бога. Это высшая степень доверия Ему. И завершается молитва славословием.
Вечернее исповедание грехов
Конец вечернего правила — ежедневное исповедание грехов. Многие грехи, которые там перечисляются, непонятны, особенно если молиться на церковнославянском языке. Вот эта молитва с параллельным переводом из «Православного молитвослова на современном русском языке»:
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.
Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святой Троице Единому, прославляемому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, все мои грехи, которые я совершил во все дни жизни моей, и во всякий час, и в настоящее время, и в прошедшие дни и ночи делом, словом, помышлением, объедением, чревоугодием, пьянством, унынием, праздностью, ленью, празднословием, гордостью, самолюбием, осуждением, прекословием, непослушанием, клеветой, сребролюбием, многостяжанием, корыстолюбием, воровством, ложью, завистью, гневом, злопамятством, ненавистью и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехами, душевными и телесными, которыми я Тебя, Бога моего, прогневал и ближнего моего обидел. Сокрушаюсь об этом, виновным предстою пред Тобою, Богом моим, и твердо хочу покаяться. Но только помоги мне, Господи Боже мой, со слезами смиренно молю Тебя: прошлые согрешения мои прости по милосердию Твоему, и разреши меня от всего, что я исповедал пред Тобою, ибо Ты Благ и Человеколюбец.
Кто-то может сказать: покаяние должно быть от сердца, я сам могу исповедать свои грехи. Эта молитва помогает настроиться на покаяние. Если ее читать внимательно и вникать в смысл, подумать, что значат эти слова, будет легко перейти к своему исповеданию грехов, совершенных сегодня.
Что можно добавить к вечернему правилу
После вечерних молитв можно вспомнить все, что было сегодня, и принести это Богу. Поблагодарить Его за все хорошее, что с нами происходило, и попросить прощение за плохое. Попросить помощи в сложных ситуациях.
После молитвы о себе помолиться о близких, друзьях, знакомых.
Прославить Бога за то, что Он рядом, просто побыть с Ним в тишине.
В Следованной Псалтири в конце вечернего правила предлагается размышление перед сном.
Перед тем как лечь спать, поблагодари Бога за то, что Он даровал прошедший день прожить во здравии и живым. Испытай свою совесть за этот день, вспомнив час за часом весь день с момента пробуждения: куда ходил, что делал, что говорил и думал. Все, что было хорошего за день, не от тебя было, но от Бога, поэтому Его благодари и молись, чтобы во всем благом Он утвердил. Во всем, что сделал плохого, по своей воле или по немощи, или от лукавого, кайся, моли Бога даровать прощение и обещай больше так не поступать. Молись со слезами, чтобы Бог даровал провести ночь тихо, мирно, без греха, а завтрашний день — во здравии, славословя имя Его святое.
Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов, Колледж «Наследие»