“Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?” (Лк 13:4).
Не знаю, как в других странах, а в России всегда обвиняют жертву, если к тому есть хоть малейшая возможность. А если её нет, то её придумывают. И это не только про жертв изнасилований или домашней тирании. Это говорится про любую трагедию.
Люди погибли в загоревшемся самолёте – потому что за вещами полезли.
В Крымске – потому что русло застроили.
В «Хромой лошади» – а не надо было постом пьянствовать.
В «Зимней вишне» – а надо было заранее пути отхода посмотреть (не считая утки про учительниц, которые оставили детей и ушли за покупками).
Людей на демонстрации/концерте избили, а то и пересажали – дома надо было сидеть.
И «Шарли Эбдо» за дело расстреляли, и бойня в «Батаклане» – прямое следствие того, как они там на Западе неправильно живут.
И так далее, это происходит буквально каждый раз. А уж с убеждённостью, что больные дети рождаются только у каких-то неправильных родителей, я сталкиваюсь почти ежедневно.
Иногда мне кажется, что сограждане исповедуют какой-то примитивный культ кармического воздаяния. Или просто очень хотят, чтобы мир был логичен и объясним. Всё это слишком страшно, слишком близко, слишком опасно и защититься от беды нельзя никак – вот и заговаривают судьбу: “ну мы-то живём правильно, с нами такого не может случиться, нас-то за что”.
Нас – ни за что. И их тоже. Просто мы не управляем миром и, выходя из дому, никогда не можем знать наверняка, не в последний ли раз.
«Бодрствуйте и молитесь». Больше тут ничего не поделаешь.