Отошел ко Господу протоиерей Вячеслав Перевезенцев

17.03.2021
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Отошел ко Господу протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма села Макарово в Московской области. Последние годы он боролся с раком. В память об отце Вячеславе собрали его статьи и лекции, опубликованные на «Предании.ру».

Статьи

В статье «Александр Мень. Христоцентричный» отец Вячеслав вспоминал о священнике, «центром жизни которого был Христос»: «Главное для о. Александра, сутью его служения было — поставить человека перед лицом Вечного, он был уверен, что это не категория потустороннего мира, Вечность уже здесь и теперь. «И Евангелие есть прежде всего весть о Царстве, а Царем в нем является Он Сам — Иисус Назарянин, Который пришел в мир, учил людей, Который умер на кресте, как последний преступник, Который победил смерть».



«Что разрушает любовь?»: «Можно ли разрушить любовь, настоящую любовь? Ответ не так очевиден, хотя бы потому что непросто понять – а это любовь подлинная, настоящая, та самая? Может, она потому и рушится, что так и не стала настоящей?»



«Немного “футбольного богословия”»: «Вопрос про участие во всем этом футбольном карнавале Бога не так прост, как кажется. С одной стороны, трудно даже представить, сколько в эти дни возносится к Небу молитв, неужели Господь их не слышит? Но ведь при этом они совершенно о противоположных вещах, кого Он тогда слышит и почему? Казалось бы, ответ очевиден — кто победил, того и услышал, но меня он совсем не устраивает».

Лекции

Свобода христианина и рабство Христу

«Свобода христианина и рабство Христу»

«Где Дух Господень, там свобода», «к свободе вы призваны», «стойте в свободе» — словами о свободе полнится Новый Завет. Почему же для большинства людей православие по-прежнему остается религией запретов? И разве заповеди — не ограничение свободы?

Часто цитируют блаженного Августина: «Люби Бога и делай что хочешь». Но как понять — достаточно ли я уже полюбил Бога, чтобы следовать второй части совета? Как понять, достиг ли я уже уровня Нового Завета, или мне по-прежнему нужны заповеди, эти «детоводители ко Христу»?

Переходя от личной жизни к жизни общественной: можно ли считать более свободное общество более христианским? Призваны ли мы, как христиане, делать жизнь людей вокруг более свободной — и если да, то в каком смысле?



«Нехорошо человеку быть одному»: христианин перед лицом одиночества

«“Нехорошо человеку быть одному”: христианин перед лицом одиночества»

Порой кажется, что христианство дает ответы на все вопросы. Сними с полки нужный том, отыщи страницу — и все узнаешь.

Конечно, это не так. В этом мире много тяжелого, много непонятно и пугающего — и даже христиане не могут сказать, как с этим быть, как с этим жить, как это объяснить. Экзистенциальные философы говорили о четырех «конечных данностях»: свободе, смерти, одиночестве и бессмысленности. На этой встрече мы поговорим об одиночестве.

Что значат «с точки зрения вечности» наши земные отношения с людьми? Почему одни святые уходили в пустыню, а другие искали спасения в огромных городах? Почему Христос призывает молиться в одиночестве «Отцу, Который втайне», но при этом основал Церковь — сообщество верующих? И вообще — какое отношение другие люди имеют к моему спасению?

Вообще одиночество — это зло? Почему мы продолжаем испытывать одиночество, если «Бог всегда рядом»? Почему продолжаем так остро нуждаться в людях? И почему при этом никогда или очень редко чувствуем себя до конца понятыми?



Христианство как движение… к чему?

«Христианство как движение… к чему?» (совместно с психологом Мариной Филоник)

Люди ходят к психологу, чтобы «решать проблемы», и к священнику — чтобы «каяться в грехах». Этим грехам и проблемам посвящены километры рассуждений на православных и психологических сайтах. Порой кажется, что цель человеческой жизни — в борьбе с комплексами и страстями, причем каждая победа только открывает очередную страсть или комплекс. И редко, редко можно услышать ясное слово о положительном содержании человеческой жизни.

К чему мы призваны? Что такое «спасение» и как оценить, движемся ли мы к нему? Есть ли в психологии какой-то образ «психологически здорового» человека и как приблизиться к этому состоянию? Как ощутить пасхальную радость? Как почувствовать, что воскресение Христа имеет отношение к моей жизни? Что я могу сделать в своей христианской жизни, чтобы не топтаться над мелочным и неважным?



Уныние, печаль, депрессия: в чем разница и что делать?

«Уныние, печаль, депрессия: в чем разница и что делать?» (совместно с психологом Мариной Филоник и психиатром Антоном Бурно)

Депрессия и уныние — что общего и в чем разница? Что такое «работа горя»? Могут ли грустные чувства «застревать» и что тогда с ними делать? Существует ли «здоровое горе» и как отличить его от депрессии? Как понять, что человек не справляется и пора идти к врачу? Каково соотношение депрессии и агрессии? Что такое «мирская печаль» и «печаль о Боге» в Послании апостола Павла к Коринфянам? Как сочетать эту печаль с заповедью «всегда радуйтесь»?



Гордыня, самооценка и мания величия: как правильно любить себя?

«Гордыня, самооценка и мания величия: как правильно любить себя?» (совместно с психологом Мариной Филоник и психиатром Антоном Бурно)

Отношения с собой в христианстве и психологии сотканы из противоречий. Христос призывает «отвергнуть себя» и «возненавидеть душу свою», и вслед за Ним отцы-аскеты много говорят о суровом, почти враждебном отношении к себе, как источнику всякого зла. Но регулярно между строк мы встречаем и совершенно противоположное: «любить ближнего как самого себя» — видимо, себя любить тоже необходимо? Апостол Павел говорит: «Никто не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» — разве так относился к себе, скажем, Иоанн Лествичник?
Не менее противоречива и наука: у одних психологов человек выглядит клубком комплексов и неврозов, слепой игрушкой своего бессознательного, у других же главное в человеке — его свобода жить в соответствии с личными ценностями.

Чего же в нас больше — падшего естества или образа Божия? Каково Евангельское отношение к себе? Что опаснее для психического здоровья — любить себя или ненавидеть? И что делать, если понял, что неправильно относишься к себе?



Сексуальность в Церкви: чемодан без ручки

«Сексуальность в Церкви: чемодан без ручки» (совместно с сексологом Максимом Каменсковом)

Все, сотворенное Богом, прекрасно, и человеческая сексуальность — не исключение. Не раз описано, как прекрасно может быть интимное общение супругов и какой это удивительный Божий подарок — сексуальность.

Но это — богословие. Как сделать его частью своей каждодневной жизнью? Как идея о «высоком предназначении» сексуальности может стать живым опытом двух любящих людей? Как достичь согласия и гармонии в этой самой интимной и потому — самой болезненной части супружеских отношений? Как достичь взаимопонимания с супругом относительно соблюдения заповеди апостола Павла «уклоняться друг от друга по согласию», чтобы пост стал временем духовного роста, а не взаимных обид?

И, возможно, самый трудный вопрос — что делать со своей сексуальностью людям, не состоящим в браке?



«Понимающая психотерапия в пастырской практике: диалог и понимание»

Выступление на секции «Пастырская психология: образовательные программы и перспективы» Рождественских чтений 2018 г.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle