О вещах бессмысленных

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Александр Иванов. Преображение. 1850-е годы

Существует странная идея, что Бог не творит лишнего, и тот, кто хочет приблизиться к Нему, должен сделать свою жизнь простой. Изгнать высокоумие, отказаться от деликатесов, прекратить строить хитрые планы и свести к минимуму переживания.
Простая одежда, простые занятия, простые мысли и никаких сложных отношений.

В этом есть своя правда, но это не вся правда.

Потому что мы знаем, что Бог сотворил мир, и мы знаем что Бог больше, чем мир. Бог лучше чем мир, совершеннее чем мир. И мы видим вполне ясно: мир – сложный. Вокруг огромное количество совершенно лишних вещей, нужных, собственно, только для красоты.

Не тех мёртвых и кривых предметов, которые натворило человечество, вроде полиэтилена и пластиковых бутылок, а вещей, сотворённых Богом.
Зачем вообще нужен закат? Какой смысл в соловьином пении? Не биологический, а онтологический: зачем Богу, чтобы соловей пел именно так? Самку можно подманивать и совершенно иными звуками и даже без оных, что запросто докажет любая птица. Кроме соловья, который почему-то не может иначе.

Зачем льву грива, а шакалу – хохот? Почему касатки – чёрно-белые, а бегемот разбрасывает свой помёт, вращая хвостом как пропеллером? Почему утконос смешной и для чего бобр ныряет с таким жутким грохотом? Для чего во льдах нелепые пингвины, а в пампасах – нелепые страусы?

Люди истребили славных и странных морских коров, осушили Аральское море, заставляют таять ледники, а звёзды в больших городах плохо видны за смогом – но мир не рухнул, ибо всё это по большому счёту – лишнее. В самом простом смысле лишнее – без этого можно обойтись.

Солнце взойдет, даже если извести все до последнего подберёзовики.
Мир полон излишеств, избытков, мир подобен великолепной кладовой, лопающейся от изобилия и разнообразия. Бог творит Любовью, а Любовь не может остановиться, она избыточна по сути своей.

Именно таково излишнее, избыточное, странное, выпадающее из повествования Евангелия событие – Преображение. Эпизод, состоящий из чистой, иррациональной красоты – и Пётр очень правильно всё понял, когда начал нести чушь. Перед лицом Божьим распадаются концепции и не работает логика – перед Ним можно только любоваться и радоваться, что Он – с нами.

И не помогает тут идея, что Преображение нужно “для уверения апостолов”. Петру никакое Преображение не помешало трижды отречься.
Аскеза, упрощение, отсечение лишнего из своей жизни – несомненно, могут быть полезны. Но не зря мы отмечаем праздник бессмысленной красоты Преображения. Потому что “весь Господень мир – один ошеломляющий избыток, который лишь избыточным вместить”.
Поэтому у нас храмы, похожие на сказочные домики.
Поэтому у нас священная книга сложна и неоднозначна.
Поэтому у нас священники одеваются в странные блестящие одежды.
Поэтому мы едим разноцветные яйца в знак самого большого праздника.
Поэтому у нас святые из бывших блудниц и воров.
Просто потому, что, как говорят в Интернете, “во-первых, это красиво…”
И, собственно, этого почти достаточно.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle