Статьи
«Пять умных текстов о Пасхе»
Классики православного богословия и философии XX века — о Воскресении. Обзор Тимура Щукина.
Тимур Щукин: «Не думать о будущем — это плохо. Но в детском недумании — отблеск Царства Небесного».
«Христос воскресе!»
Владимир Берхин: «Христос воскрес. Умер и воскрес. Ради того, чтобы мы имели жизнь с избытком. Радость, которую не сломит изоляция, и которая не иссякнет от бытового неустройства».
«Пасха в сердце»
Владимир Берхин: «Храмы во многих епархиях закрыты. Это самая настоящая беда для верующего. Но и в ней можно найти смысл и пользу».
«Воскресенье на дому»
Сергей Быструшкин: «Вся наша жизнь проходит перед Богом, Который ждет от нас решительных действий: помощи тем, кто не может выйти за продуктами, ухаживания за больными, прощения обидчиков. И это гораздо важнее, нежели ритуальное стояние в храме».
«Что означает “блаженны нищие духом”?»
Протоиерей Димитрий Сизоненко: «Нищие духом — не сумасшедшие, а те, кто, будучи ничем, станут всем».
«Бесы” Достоевского как марксистский текст»
Владимир Шалларь: антикоммунист Маркс и марксист Достоевский критикуют социализм.
«Страстная пятница» Архимандрит Савва (Мажуко): «Страстная седмица. Единственное время в году, когда мы забываем себя, свои долги и свои просьбы…»
«Вопрос, который пропустил Каин. Как управлять гневом и надо ли» Владислав Головин: «Этой эмоции ребрендинг нужен больше, чем любой другой».
Лекции
Две лекции психолога Марины Филоник из цикла «Коронавирус и Церковь»:
— «Пасха в квартире: трудности и находки»
В светлый день Пасхи мы собрались вместе и снова поговорили о том, что с нами происходит. Как мы проживаем эти дни? С какими трудностями и открытиями встречаемся, когда храмом становятся (или не становятся) наши дома и наши сердца? Когда мы сидим за закрытыми дверями страха ради коронавирусного, приходит ли Иисус и, став посреди нас, говорит ли «мир вам»?
— «Страстная и Пасха дома: почему так хочется в храм?»
Коронавирус. Патриарх призывает не идти в храм, и для многих из нас это становится серьезной проблемой. Растерянность, страх, возмущение, порой обида или злость, подавленность или негодование, тревога и непонимание, как же быть…
Тяжело представить, как можно провести Страстную и Светлую недели дома, быть может, впервые с момента воцерковления. Не будет ли это отречением от Христа? И как я проживу без богослужения, без Причастия? Тайная вечеря, Страстная пятница, Великая суббота, Пасхальная ночь…
«Христианин перед лицом бедствий»
Библеист Владимир Стрелов рассказывает, как Ветхий и Новый Завет помогают посмотреть на всё с новой точки зрения и обрести надежду. Вместе с Владимиром Стреловым мы вникаем библейские тексты, которые касаются трудностей и бедствий, в том числе апокалиптических, и размышляем о том, каково же наше призвание как христиан в этом изменчивом мире.
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»
Уход в пустыню, изгнание, карантин, затвор, каторга, самоизоляция… Есть ли что-то общее в этих понятиях? Размышляет историк Надежда Завальная.
Уход в пустыню, изгнание, нирвана, карантин, затвор, каторга, камера-одиночка, невозвращение, самоизоляция… Общая точка этих слов — одиночество?
Вспоминаем, как переживали одиночество царь Давид, Будда, Христос, Овидий, Пушкин, декабристы, Чернышевский, ссыльные в ГУЛАГе, Тонино Гуэрра, Тарковский… В конце концов, Иосиф Бродский, написавший столь часто цитируемое «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»
Может ли мы войти в эту точку одиночества при постоянном эффекте отсутствия? И готовы ли мы на это?
Историко-лирический экскурс о разновидности изоляции с Надеждой Завальной.
«Дом, в котором…” Мариам Петросян: идеальная инструкция по самоизоляции»
Этой толстенной книгой зачитываются подростки, временно позабыв о том, что читать — скучно. Взрослые пишут статьи о феномене «Дома, в котором…», поминая «магический реализм», «фэнтези» и «философский роман». Поклонники создают красочные иллюстрации, косплеи, ролевые игры. Книга дарит читателям удивительную вселенную — Зазеркалье, из которого условной Алисе совершенно не хочется возвращаться.
Янина Солдаткина, профессор кафедры русской литературы XX–XXI вв. Института филологии МПГУ приглашает вас в «Дом, в котором…» 12 апреля в 15.00 в онлайн-лектории «Предания.ру». Вас ждет экскурсия по закоулкам Дома и его потайным местам, знакомство с самими яркими его обитателями: прыгунами, ходоками, художниками и творцами своей собственной реальности. Какие песни поют дети Дома? Как перо цапли попало в карман Сфинкса? Почему Табаки ненавидит часы, а Курильщик хранит медвежонка Рыжей? Кто вообще все эти существа и что они делают в современной литературе? Вооружаемся чашечкой чая или кофе, вспоминаем легендарный Кофейник — и всё обсуждаем.
«Последний бой Римской империи: падение Константинополя в 1453 году»
Карл Маркс некогда заметил, что история повторяется сначала как трагедия, а затем как фарс. Византийская история началась античной комедией, а закончилась античной трагедией — долгой изнурительной осадой 1453 г. Многотысячной османской армии с ее пушками и кораблями противостояли отряды защитников города во главе с императором Константином IX Палеологом.
Как пал Константинополь? Почему он пал именно в 1453 г.? Почему защитники — православные, католики, мусульмане — насмерть стояли на стенах обреченного города? Почему мы не знаем, как погиб последний император? Что случилось с жителями? Почему султан Мехмед II завоеватель распорядился сохранить имущество церквей и попытался сохранить имущество некоторым христианским жителям города? Кто смог убежать? Где похоронены павшие и почему рядом с местом падения долго жили цыгане?
На все эти вопросы во время онлайн-лекции отвечает Роман Шляхтин. Падение Константинополя занимает его с давних пор. В 2017–2020 гг. он работал в Стамбуле и много раз был на месте битвы, в которой решалась судьба империи. Сейчас, в дни эпидемии, он рассказывает о предварительных результатах своего исследования.
Четыре лекции кандидата филологических наук, профессора СПбГУ П. Е. Бухаркина о древнерусской литературе: от «Слова о законе и благодати» святителя Илариона до XVIII века.
Книги
«Христос Воскресе! Пасхальные рассказы русских писателей» — сборник пасхальных рассказов русских писателей:
Светлое воскресенье. К. Ушинский
Детские годы Багрова-внука. Отрывок. С. Аксаков
Пасхальные колокола. А. Куприн
Пасха 1919 г. М. Цветаева
На чужой стороне. И. Бунин
Студент. А. Чехов
Христова ночь. М. Салтыков-Щедрин
Блаженный воевода. Е. Опочинин
Царские писанки. Е. Опочинин
Старый звонарь. Весенняя идиллия. В. Короленко
Московская Пасха. А. Куприн
Скарлатинная кукла. Н. Лухманова
Пасхальная ночь. Из книги «Босоногая команда». К. Лукашевич
Пасха мучеников. Л. Чарская
Как проводили в нашей семье Страстную неделю. К. Лукашевич
Светлое Христово Воскресение. Д. Григорович
Светлый праздник. Из книги «Веселые будни». В. Новицкая
Христос Воскресе! Из книги «Записки институтки». Л. Чарская.
«Барсетширские хроники» — цикл романов, как считают многие, лучшее, что создал викторианский классик Энтони Троллоп. Среди многих поклонников Троллопа был, например, Лев Толстой, писавший «Троллоп убивает меня своим мастерством». Добрые, во всех смыслах «классические» романы. Здесь с добрым юмором, а часто сатирически, даже едко, описывается жизнь английского провинциального духовенства: дрязги, интриги, борьба и т. д. и т. п. Иными словами, «Барсетширские хроники» остаются актуальными везде, где есть клерикальная жизнь. Но и подлинному христианству здесь, несмотря ни на что, остается место:
«Автор оставляет [своего персонажа] теперь своим читателям не как героя, не как образец для всеобщего восхищения, не как человека, за которого провозглашают тосты на званых обедах, называя его совершенным священнослужителем (выражение общепринятое и тем не менее весьма неуклюжее), а как хорошего, бесхитростного человека, смиренно верующего в то, чему он старался учить, и следующего заветам, которые он старался постичь».
К сожалению, не все «Барсетширские хроники» переведены на русский: из семи романов «Хроник» вы здесь найдете пять: «Смотритель», «Барчестерские башни», «Фремлейский приход», «Домик в Оллингтоне».
«Хоббит, или Туда или Обратно» Толкина — общепризнанная детская классика, история об удивительных приключениях, о многих искушениях и о том, как они преодолеваются, о красоте мира, о трусости и смелости, о добре и зле. Добавили две аудиоверсии и множество разных вариантов перевода на русский.
«А Бог был ясен, радостен и прост…» Иван Бунин
Красной нитью по всему творчеству Бунина проходит православное мироощущение. Он, рассуждая о различных религиозных концепциях, прежде всего обретает Бога через храм, через церковную утварь, через иконы. Добавили аудиоверсию четырех рассказов.
Музыка
Пасхальный плей-лист. Семь мелодий, которые хочется слушать снова и снова. В Пасху хочется подольше сохранить пасхальное настроение, чтобы радость о великом празднике пребывала в сердце… Читайте про каждое песнопение и слушайте их.
«“Даруй востанием Твоим”. Песнопения Великого поста и Страстной седмицы» (1988) в исполнении Мужского хора Издательского отдела Московского Патриархата под управлением иеродиакона Амвросия (Носова) [ныне — Хор иеромонаха Амвросия (Носова)].
«Песнопения Великого поста и Страстной седмицы» (2004) в исполнении хора Сретенского монастыря.
«Акафист Божественным Страстям Христовым» (2002) в исполнении квартета хора Сретенского монастыря.
Stabat Mater — средневековое церковное песнопение, первая часть которого рассказывает о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, вторая — о молитве грешника к Деве Марии. Многие композиторы создавали произведения на этот текст, но самой удачной оказалась версия Перголези. Слушайте также версии Stabat Mater:
— Вивальди.
— Скарлатти.
Респонсории Страстной седмицы — особые католические богослужебные песнопения, ныне исполняемые только в монастырях. Их текст состоит из разных библейских текстов (Псалмы, пророки, Иов, Плач Иеремии и, разумеется, Евангелия). Здесь мы вам предлагаем послушать Респонсории Великой субботы и Великой пятницы великого композитора Алессандро Скарлатти.