В воскресенье был праздник, именуемый “Торжество Православия”.
Праздник, если кто не знает, был установлен в честь победы иконопочитания над иконоборчеством, когда решением Собора окончательно было признано, что почитать иконы – можно. Что хотя Бог и невидим, но присутствует в мире. И это присутствие может освящать материальные формы и благоговейное к ним отношение – часть нормального отношения человека и Бога. Мы почитаем могилы любимых людей, храним их портреты и письма, дарим друг другу на память сувениры – и непонятно, почему Бога, Который стал человеком и ходил среди нас, нельзя почтить так же.
Тем более что главную свою икону Бог сделал сам. И я сейчас не о платке с Нерукотворным Образом.
Главной иконой, главным образом Божьим в мире стал сам по себе человек. Это не я придумал, это книга Бытия: “Сотворим человека по образу и подобию Нашему” – так сказал Господь, и стало так. Собственно, “образ” по-гречески “eikon”, икона.
Бог сотворил в мире человека, и человек “похож” на Бога. Как Бог, человек свободен, он может выбирать. Как Бог, человек сложен: Бог Троичен, Он не застывшая фигура, в Нём что-то происходит, Его неизменность динамична (“благочестиво думать, что Он движется” – сщмч. Дионисий Ареопагит). Человек получил от Бога дар творчества и власть на миром, хотя и употребил эти дары во зло. И в человеке есть способность к Любви, и это важнее всего.
Да, в человеке Образ Божий замутнён, испорчен, размыт. И зрение наше, зрение грешного человека в падшем мире – не лучший инструмент для того, чтобы видеть этот образ даже в самом себе. Но Бог стал человеком, и потому небессмысленно к этому образу тянуться, очищать икону от копоти и грязи в себе и высматривать, искать этот образ в других.
Событие, которому посвящен праздник Торжества Православия, произошло в 843 году нашей эры. Почти 1200 лет тому назад. И если мы хотим войти в этот опыт, если хотим понять, зачем Торжество Православия нам сегодняшним, привыкшим и к иконам, и даже к фильмам о Боге, то нам стоит думать не о богословских тонкостях и не о том, можно ли играть Христа в кино.
Стоит задуматься о том, что вокруг нас ходят живые иконы, и каждая сотворена непосредственно Богом – относимся ли мы к ним так, как должно?