Чтения Рождества Христова: паремии навечерия, чтения Утрени и Литургии

Михаил Зеленый

Преподаватель воскресной школы.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

1. Чтения службы навечерия

Бытие 1:1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.  8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий.

Первым в службе идет чтение стихов 1-13 1-й главы Книги Бытия. Это чтение было заимствовано из службы навечерия Пасхи. Так как Воскресение Христово является новым творением, служба начинается с чтения, повествующего о первом творении. Весьма уместно это и для праздника Рождества: понятно, что Воскресение Христово было бы невозможно без Его воплощения, поэтому можно сказать, что новое творение началось с Рождества.

 

Числа 24:2 И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага].

9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! 17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. 18 Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Второе чтение из Книги Чисел является уже непосредственным пророчеством о явлении Спасителя в мир – «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». Эти слова произнес языческий маг Валаам, которого царь Моава Валак нанял, чтобы он проклял народ Израиля, когда тот шел в землю обетованную. Но Валаам оказался не в силах произнести проклятия на народ Божий – его язык помимо его воли произносил вместо проклятий благословения и пророчества.

В словах о звезде от Иакова можно увидеть связь с той звездой, которая вела волхвов к Богомладенцу, и эта связь отражена в богослужебных текстах праздника (1-й канон, песнь 4, тропарь 2).

 

Михей 4:6 В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. 7 И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века.

Михей 5:2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. 3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. 4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

Третье чтение – пророчество о месте рождении Спасителя. Он должен был родиться обязательно в Вифлееме Иудейском на родине царя Давида. На это пророчество ссылаются «первосвященники и книжники народные» в Евангелии от Матфея, отвечая на вопрос Ирода о том, где должен родиться Христос. Очень важно, что в этом пророчестве говорится о том, что происхождение имеющего родиться в Вифлееме Мессии «из начала, от дней вечных», т. е. Он более, чем просто человек.

За этим пророчеством чтение паремий прерывается пением тропаря:

Тайно родился еси в вертепе,
Но небо Тя всем проповеда,
Якоже уста звезду предлагая, Спасе,
И волхвы Ти приведе
Верою покланяющияся Тебе:
С нимиже помилуй нас

Тропарь поется со стихами 86-го псалма:

Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя.
И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: человек и Человек родися в нем, и той основа и Вышний.
Господь повесть в писании людей, и князей сих бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе.

Сначала чтец провозглашает весь тропарь, затем читает стихи псалма, а хор поет окончание тропаря. В заключение чтец снова читает тропарь целиком и поет его конец. Таков был образ исполнения тропарей в древности.

Данный элемент входит в службу по следующей причине: в древности нередко перед чтением из Священного Писания или после него пелись стихи из псалма или другого поэтического библейского отрывка с припевом, которым мог быть как один из стихов этого псалма, так и отдельный текст – тропарь. Пример первого мы можем видеть в службе Литургии Великой Субботы, где завершающие 6-ю и 15-ю паремии песни Моисея и трех отроков поются с припевами, которые взяты из их стихов, пример второго – в службах навечерий Рождества и Крещения.

 

Исаия 11:1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; 3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. 5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. 8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. 10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава.

Четвертое чтение открывает в службе ряд пророчеств Исаии. Если из прочих книг Ветхого Завета взято по одному пророчеству на книгу, то из книги пророка Исаии – целых три, и это не случайно: так как именно эта книга содержит более других ветхозаветных книг пророчеств о явлении Спасителя в мир и о Его служении.

В данном пророчестве говорится о том, что от корня Иессеева произрастет отрасль (или по-славянски «жезл»). «Корнем Иессеевым» называется род царя Давида по имени его отца Иессея, а «отраслью» – представитель этого рода, праведный царь, на котором, по словам пророка, «почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия», и который «будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого».

Исторический контекст этого пророчества, как и прочих читаемых в службе пророчеств Исаии таков: царю Давиду через пророка Нафана Бог обещал, что его потомки вовек сохранят царский престол в народе Израиля. Если они согрешат, Бог будет поражать их ударами, но милости Своей к ним вовек к не отнимет. Однако к эпохе жизни пророка Исаии уже около двух сотен лет после сына Давида Соломона царство в Израиле было расколото на две части, и потомки Давида правили только в южном (иудейском) царстве, распространявшем свою власть на уделы всего двух колен Израилевых (Иуды и Вениамина). В северном (израильском) царстве, включавшем в себя земли остальных десяти колен, сменилось несколько царских династий, не имевших отношения к роду Давида, а самое главное – там распространилось идолопоклонство, так как цари этого царства поддерживали разного рода местные культы с тем, чтобы народ не ходил в Храм Господень, находившийся в оставшемся под властью царей из рода Давида Иерусалиме. За эти и другие грехи Господь попустил Ассирии при жизни Исаии завоевать это царство и угнать его население в плен, где они и растворились без следа среди населения Ассирийской империи.

Казалось бы, такая же судьба в скором будущем ждет и царство потомков Давида со столицей в Иерусалиме. Неужели Бог оставил Свой народ и забыл о Своем обещании Давиду о вечном царствовании его сынов? Но через пророка Исаию Бог сказал – нет, не оставил и не забыл: хотя царство Израилево и род Давида похожи на срубленное дерево, от которого остался только пень, его корень жив и потому даст росток, который и восстановит погибшее дерево, а нечестивец (под которым разумеется царь Ассирии) будет поражен Господом («и духом уст Своих убьет нечестивого»).

В непосредственном своем историческом смысле эти пророчества, по-видимому, частично относятся к праведному царю Езекии (одному из самых праведных иудейских царей, который истинно чтил Бога и действительно старался судить своих подданных по правде Божией), в царствование которого Господь действительно поразил чудесным образом осаждавших Иерусалим ассирийцев. Но, разумеется, значение их гораздо шире, так как сама эта победа и сохранение рода Давидова были дарованы ради того, чтобы через семь с лишних веков мог явиться Мессия – Тот, Кто будет истинной Отраслью от корня Иессеева, на Котором в полноте почиет Дух Божий и Кто воистину духом уст Своих убьет нечестивого: уже не ассирийского царя, а антихриста, как пишет апостол Павел во 2-м Послании к Фессалоникийцам. Именно ради всего этого Бог и не попустил погубить «корень Иессеев» во времена Исаии и Езекии.

В этом отрывке есть еще целый ряд важных пророчеств – например, знаменитые слова о том, что волк будет жить с ягненком и барс лежать с козленком или об обращении язычников к корню Иессееву, т. е. пророчество о призвании всех народов в Церковь Христову. А слова «жезл от корене Иессеева» (или «отрасль», если говорить по-русски) стали одним из титулов Мессии. Так Он называется и в песнопениях праздника Рождества, например в ирмосе 4-й песни 1-го канона.

 

Варух 3:36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. 37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. 38 После того Он явился на земле и обращался между людьми.

Варух 4:1 Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. 2 Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. 3 Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. 4 Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.

Пятое чтение взято в службу, по всей видимости, из-за слов о том, что Бог «явился на земле и обращался между людьми», понимаемых как пророчество о Боговоплощении. Эти слова принадлежат книге пророка Варуха, но озаглавлены как чтение пророчества Иеремии. Дело в том, что книга пророка Варуха относится к неканоническим книгам Ветхого Завета, т. е. не имеющих дошедшего до нас оригинала на древнееврейском языке. Хотя неканоничность ветхозаветной книги не является препятствием для использования в богослужении (скажем, во многих службах употребляются паремии из неканонической книги Премудрости Соломона), в данном случае составители службы озаглавили чтение именем пророка Иеремии, пророчества которого записывал Варух, по всей видимости, имея в виду, что в книге пророка Варуха передано одно из пророчеств Иеремии, которое по какой-то причине не вошло в состав книги Иеремии.

Впрочем, некогда в чин рождественского бдения входило и чтение из собственно книги Иеремии – стихи со 2-го по 6-й 23-й главы, говорящие о наступлении дней, когда Господь, восставит праведную Отрасль Давидову, т. е. воцарит Царя, Который будет поступать мудро, творя суд и правду и имя Которого будет «Господь оправдание наше». Возможно, что в нынешнем чине это чтение не удержалось из-за того, что близко по содержанию к пророчеству Исаии, о котором говорилось выше.

 

Даниил 2:31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. 32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные,  33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. 34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, 45 так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Шестое чтение взято из книги пророка Даниила, который истолковал сон вавилонского царя Навуходоносора, увидевшего во сне, как некий истукан был разрушен камнем, оторвавшимся без действия рук человеческих от горы. По словам пророка, это означает, что настанет время, когда царства века сего, олицетворяемые этим истуканом, будут разрушены Богом, Который воздвигнет Свое вечное и неразрушимое Царство.

Это пророчество можно понимать как подтверждение обетований Давиду, о котором говорилось в связи с пророчеством Исаии. В камне, сокрушившем царства века сего, можно усмотреть указание на Христа, а в том, камень оторвался от горы без помощи рук человеческих – на Его бессеменное зачатие, если в горе видеть Богородицу. Такое понимание отражено в песнопениях праздника, а именно в ирмосе 4-й песни 1-го канона: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься от Неискусомужныя Невещественный Боже: слава силе Твоей, Господи». Здесь автор рождественского канона прп. Косма Маюмский с большим искусством соединил несколько несколько пророческих текстов: пророчество Исаии о Жезле из корня Иессеева, о котором говорилось выше, пророчество Даниила о «камне нерукосечном» и слова о том, что «Бог от Юга придет от горы преосененной чащи» из являющейся образцом для ирмосов 4-й песни канона песни пророка Аввакума.

После шестой паремии чтение снова прерывается пением тропаря

Возсиял еси Христе, от Девы
Разумное солнце правды:
И звезда Тя показа
В вертепе вмещающася Невместимаго.
Волхвы наставил еси на поклонение Твое,
С нимиже Тя величаем:
Жизнодавче, слава Тебе.

Исполняется тропарь подобно тому, как и тропарь после третьей паремии со стихами 92-го псалма (того самого, из которого взяты стихи прокимна воскресной вечерни «Господь воцарися»).

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу, и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси.
Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.
Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь: свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.

 

Исаия 9:6 Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Седьмая паремия говорит о рождении чудесного младенца, которые именуется «Великого совета ангелом» (согласно греческому переводу Семидесяти толковников), «Чудным советником», «Отцом вечности» (или «будущего века» в славянском переводе), «Князем мира» («Властителем» по-славянски). «Ревность Господа Саваофа соделает это» – говорит пророк, имея в виду ревность о славе Имени Божия и благе Его народа. В ближайшем историческом контексте это означает избавление Иудеи от смертоносного нашествия Ассирии ради того, чтобы через семь веков мог родиться Богомладенец, Который спасет весь мир.

Эта паремия, несмотря на свою краткость, важна ещё тем, что ирмос 5-й песни 1-го канона Рождества содержит ссылки на нее, соединяя титулы Сына Божия из данного отрывка с образами пророческой песни Исаии «От нощи утренююще», послужившей образцом для ирмосов 5-й песни канона.

 

Исаия 7:10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. 12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. 13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? 14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; 16 ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.

Исаия 8:1 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. 2 И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, – 3 и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, 4 ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. 8 и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!

9 Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10 Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!

Восьмое и последнее ветхозаветное чтение является, пожалуй, самым ярким. Оно содержит знаменитое пророчество «Се Дева примет во чреве», где имеющий родиться от Девы Сын именуется Эммануилом, что означает «С нами Бог». Об общем историческом контексте пророчества было сказано выше, а подробности таковы: царь Иудеи Ахаз опасался того, что северное (Израильское) царство со столицей в Самарии в союзе с Сирией пойдёт войной на Иудею и свергнув его, посадит царем в Иерусалиме своего ставленника. Таким образом, дом Давидов пресечется, а значит – не исполнится обетование Божие. На это Бог через пророка Исаию говорит, что этого не стоит опасаться, так как Бог не перестает, как и обещал, быть милостивым к дому Давида. Знамением этой непреходящей милости и является чудесный младенец – Эммануил: ради рождения Спасителя мира от семени Давидова Бог и не отнимает Своей милости от потомков Давида и всего народа Израиля.

В непосредственной исторической перспективе слова Исаии относились, по-видимому, к рождению у Ахаза сына – будущего праведного царя Езекии. Скорее всего, Ахаз это так и понял: прежде чем его наследник повзрослеет («будет разуметь отвергать худое и избирать доброе»), на Сирию и Израильское царство нападет могущественная Ассирия, так что им будет не до Иудеи («богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским»).

Но, разумеется, этим смысл пророчества не ограничивается, да и не может ограничиваться хотя бы в силу высоты эпитетов, прилагаемых в этом и других пророчествах к имеющему родиться младенцу, поэтому несомненно, что оно в полноте своей относится ко Христу, а Езекия является здесь образом Христа, «тенью грядущего», если использовать терминологию Послания к Евреям.

Интересно обыгрываются слова о богатствах Дамаска и добыче Самарийской в 1-м тропаре 4-й песни рождественского канона: «Егоже древле прорече Иаков, языков ожидание Христе, от колена Иудова возсиял еси, и силу Дамаскову, Самарийскую же корысть пришел еси испроврещи, лесть пременяя в веру боголепну…» – не царь ассирийский, а Царь мира Христос ниспровергает их, сокрушая ложь века сего.

Заканчивается паремия словами «С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!», хорошо многим знакомым по известному песнопению службы Великого Повечерия. Что бы ни замышляли противящиеся Богу и Его людям, рано или поздно это будет сокрушено, ибо Бог не оставляет Своих избранных, которые с радостью и благодарностью воспевают «С нами Бог!».

Казалось бы, очень логично и красиво было бы закончить ветхозаветный блок пением этих слов подобно тому, как ветхозаветные чтения Литургии навечерия Пасхи заканчиваются пением «Господа пойте и превозносите во вся веки» со стихами песни трех отроков. Но этого нет, и возникает естественный вопрос – почему так? Точного ответа я не знаю, но одно предположение у меня есть.

Последнее чтения из пророка Исаии некогда относились не собственно к вечерне, а к Литургии, в которую она переходит. Конечно, когда вечерня переходит в Литургию, граница между ними несколько условна, но принято считать таковой границей в византийской традиции Трисвятое, которое некогда было началом Литургии. Последнее ветхозаветное чтение читалось не до Трисвятого, а после него, соответственно, после него следовал прокимен Апостола и места для пения стихов из паремии не оставалось. Но сейчас, когда это паремия читается до Трисвятого, мне представляется вполне уместным спеть в конце «С нами Бог», поставив, таким образом, яркую точку в ветхозаветном блоке.

 

К Евреям 1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. 10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Апостольское чтение говорит о Сыне Божием словами, близкими по своей возвышенности к Прологу Евангелия от Иоанна. Важно отметить, что в Евхаристическом Каноне Литургии Василия Великого, которая последует за чтениями, Господь наш Иисус Христос называется «образом благости Отца» и «печатью равнообразной», что является аллюзией на эти слова Послания к Евреям. Этот небольшой отрывок чрезвычайно богат ветхозаветными ссылками как в виде прямых цитат, так и в виде аллюзий. Для лучшего понимания приведём их.

 

Стих 2

Которого поставил наследником всего   Пс 2:8 :проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Чрез Которого и веки сотворил Пс 32:6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их:

 

Стих 3

Воссел одесную (престола) величия на высоте   Пс 109:1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

 

Стих 5

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?   2-я Царств 7:14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
  Пс 2:7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

 

Стих 6:

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.   Втор 32:43 Веселитесь, небеса, вместе с Ним, и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии.
  Пс 96:7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.

 

Стих 7

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.   Пс 103:4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.

 

Стихи 8-9

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.   Пс 44:7-8 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

 

Стихи 10-12

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.   Пс 101:26-28В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук;  они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.

Смысл всех этих цитат – доказательство превосходства Сына Божия над ангелами: в отличии от ангелов, которые всего лишь «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14), Сын, через Которого «и веки сотворены», является «наследником всего». Его престол, поставленный одесную Бога – «в век века», и Ему поклоняются все ангелы Божии.

Интересная смысловая перекличка возникает между Апостолом и первым ветхозаветным чтением из книги Бытия: ветхозаветное чтение говорит о творении мира, а Апостол – о том, что сотворен мир был Отцом через Сына, Который теперь является в мир: не ходатай, не ангел, а Тот, Кто является сиянием славы и образом ипостаси Отчей принимает плоть, чтобы совершить Собой очищение наших грехов.

 

От Луки 2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. 3 И пошли все записываться, каждый в свой город. 4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. 13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. 16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. 18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. 19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Согласно пророчеству Михея, Христу надлежало родиться в Вифлееме Иудейском. Но многие пророчества о Христе сбылись точно так, как было написано, но не совсем так, как того можно было бы ожидать. Не является исключением и пророчество о месте рождения Спасителя: да, он действительно родился в Вифлееме, но Его Мать и названный отец проживали не там, а в Назарете. Поэтому с полным основанием мы можем видеть в переписи промысел Божий, устроивший так, что к моменту Рождества Спасителя Его Мать оказалась именно там, где Ему надлежало родиться.

 

 

2. Евангельское чтение утрени

От Матфея 1:18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. 19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20Но когда он помыслил это – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Если в повествовании 1-2-й глав Евангелия от Луки подчёркивается роль Марии (наиболее ярко это проявляется даже не в самом повествовании о Рождестве, а в рассказе о Благовещении, где активность Марии проявляется сильнее всего), то евангелист Матфей делает акцент на Иосифе. Будучи потомком Давида и названым отцом Иисуса (ведь никто, кроме Марии и Иосифа, не знал, что Иисус зачат непорочно от Духа Святого), именно он делает Иисуса с точки зрения закона Сыном Давидовым. Для Евангелия от Матфея с его подчёркнуто иудейским колоритом эта тема значимее, чем для Евангелия от Луки, адресованного в большей степени уверовавшим во Христа язычникам.

Прочему Иосиф, будучи праведен, хочет отпустить Марию? Дело в том, что если женщина изменяла мужу (в том числе обрученному жениху, даже если он ещё не жил с ней, если измена произошла после обручения), то он уже не имел права больше жить с ней и обязан был дать ей развод – это выводилось из того положения Закона, что мужчина, давший жене развод, мог снова на ней жениться только в том случае, если она ещё не успела выйти за другого замуж. Если же она успела побывать замужем и развестись, то вернуться к первому мужу она уже не имела права.

Будучи праведником, Иосиф строго соблюдал Закон и поэтому, узнав о беременности невесты, должен был дать ей развод, хотя он и не собирался в дальнейшем жить с ней как с женой (по преданию, Отроковица Мария жила при Храме, где юные девы, которые в силу возраста ещё не могли оскверниться женской нечистотой, изготовляли завесу для Храма, облачения священников и прочие вещи, для которых была необходима ритуальная чистота. Придя же в брачный возраст, они уже не могли жить при Храме постоянно из-за опасности осквернения и покидали его, выходя замуж; так как Мария желал сохранить своё девство, в мужа ей избрали Иосифа, который был стар). Тайно же Иосиф желал отпустить Марию, чтобы не опозорить её, а также, возможно, чтобы не лишить её положенного при разводе содержания, которое оговаривалось в брачном договоре (это содержание не выплачивалось, если развод был по позорящим причинам – прежде всего из-за неверности жены). Во всём этом также проявлялась его праведность и благородство.

Иосиф показан в этом повествовании пророком, получающим во сне откровение свыше, и в силу которого он и принимает Марию. По аналогии с Благовещением Марии у Луки это место можно назвать «Благовещением Иосифу», так как принятие откровения от Ангела требовало от него такого же, если не большего подвига веры, как и для Марии – ответить Архангелу Гавриилу «Се, раба Господня». Подобную чуткость к ангельскому гласу и доверие к нему Иосиф проявит и в дальнейшем, спася благодаря этому жизнь Богомладенца в истории с бегством в Египет.

Рождение Богомладенца от Девы евангелист показывает как исполнение пророчества Исаии об Эммануиле, открывая тем самым сквозную для своего Евангелия тему Христа как Эммануила, т. е. Того, Кто являет Присутствие Божие в людях. Имея почти в самом начале ссылку на это пророчество Исаии, Евангелие от Матфея и заканчивается словами Христа «се, Я с вами во все дни до скончания века».

 

 

3. Апостол и Евангелие Литургии

К Галатам 4:4 Братия! Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону,  5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Это апостольское чтение раскрывает смысл воплощения Сына Божия: Он является в мир для того, чтобы искупить человечество от последствий грехопадения Адама и усыновить в Себе искупленных Богу. Свидетелем искупления и усыновления является Дух Святой, дарующий верующим сыновнее дерзновение к Небесному Отцу. А следствием усыновления является наследие «нетленное, чистое неувядаемое» (1 Пет 1:4), даруемое нам во Христе – жизнь вечная и Царство Небесное.

 

От Матфея 2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Поклонение волхвов, о котором говорит это чтение, богословски осознается в целом ряде песнопений службы праздника Рождества Христова как приношение Богомладенцу «начатка от народов». Согласно многим пророчествам, явившемуся Мессии должны поклониться все народы, и первыми это делают именно волхвы, становясь своего рода «начатком», подобным первым плодам нового урожая, посвящаемым Богу.

Славянским словом «волхвы» переведено слово «маги». Сейчас слово «маг» означает «колдуна», но некогда оно означало представителя жреческого сословия в Персии и в Евангелии употреблено именно в этом смысле. Как и у многих народов древности, персидские жрецы-маги были людьми весьма учеными, но эта ученость включала в себя как элементы естественно-научных знаний, так и владение оккультными искусствами, в т. ч. астрологией. Увидев новую необычную звезду, движение и само появление которой не могло быть объяснено известными им законами движения небесных тел, волхвы восприняли это как знамение.

Толковательная и гимнографическая традиция связывает поклонение волхвов с пророчеством Валаама, которое читалось в качестве второй паремии службы навечерия: звезда, которая вела волхвов, отождествляется с той «звездой от Иакова», о которой говорил пророк. Возможно, что в Персии, территория которой включала в себя территорию древней Вавилонии, откуда был родом Валаам, хранилось некое предание о его пророчестве, которое и привело волхвов к мысли о том, что явление необычной звезды знаменует собой явление Царя, правящего силой свыше, – такого мнения придерживались Ориген, Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Другое пророчество, на которое ссылается евангельское чтение, – это пророчество Михея о Вифлееме как месте, где должен был родиться Мессия.

Обратим внимание на то, что Евангелие не говорит о числе волхвов: традиционное число «три» объясняется числом даров, ими принесенных. Также не говорит Евангелие и о том, что волхвы были царями: представление об этом связано с пророчествами (например, Пс 71:10), говорящими, что Мессии поклонятся цари народов. Впрочем, известно, что персидские маги занимали влиятельное положение при дворе персидских царей.

В заключение заметим, что всем известная иконография Богородицы с Младенцем первоначально была частью композиции «Поклонение волхвов», включавшей в себя изображение волхвов, приносящих свои дары и поклоняющихся Богомладенцу, Которого держит на руках сидящая Пресвятая Дева. Впоследствии изображение Матери с Младенцем выделилось из этой композиции подобно тому, как это позднее произошло с Троицей Рублёва, когда изображение трех ангелов выделилось из древнего сюжета «гостеприимство Авраама».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle