Статьи
«Святой Исаак Сирин и Достоевский»
Архимандрит Василий (Гондикакис): духовное родство Достоевского и преподобного Исаака Сирина, несмотря на явное различие между ними, не подлежит сомнению. О Достоевском можно даже сказать так: мирской авва Исаак.
«Дом, или Дорога обретения мира»
Как сделать свой дом безопасным и по-настоящему уютным, рассказывает клинический психолог Наталия Матвеева.
Владислав Головин: мама всегда учила меня, что мужчина не имеет права соединять слова «я» и «устал». Так ли бесспорны подобные популярные высказывания?
Владимир Шалларь: о расцвете Православия в СССР: богословие, философия, филология, поэзия, кино, музыка и т. д.
«”Всех скорбящих Радость”: почему так много изображений Богородицы»
Екатерина Смирнова: название иконы «Всех скорбящих Радость» взято из богородичной стихиры «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Богородица поддерживает нас в бедах и испытаниях, дает надежду.
«Аборты: нельзя требовать подвига»
Татьяна Зайцева (Пашковская): каждый, кто требует запретить аборты, требует от другого человека подвига длиной в несколько лет, а иногда и длиною в жизнь.
«Можно ли избавляться от ребенка, если он инвалид?»
Иерей Владимир Духович: в каждом человеке с рождения заложен нравственный закон — знание того, что хорошо и что плохо. И только если люди начинают бороться с Богом, то теряют это понимание.
Протоиерей Димитрий Сизоненко: любовь всегда нарушает законы и границы. Иисус Христос вступает в конфликт с предрассудками Своего времени. Любовь царственно переступает через правила приличий и стереотипы.
Маша Дубровская: в Средневековье ритуалы имели психологический и магический смысл. Но в современном секулярном мире магия, как кажется, уже не имеет значения. Что тогда празднуют американцы?
Книги
«Беседы о борьбе со страстями» (текст и аудиоверсия) — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского, который так намечает её структуру: «Начнём мы с цели духовного пути — с любви. Потом обсудим вопросы становления на духовный путь, поговорим о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению. Затем обратим внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божии и молиться Богу, то есть на греховные страсти; поговорим о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа. Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами наших бесед о борьбе со страстями».
«Знакомство с Добротолюбием. Ознакомительный сборник» — книга духовника Московской епархии, протоиерея Константина Островского. Автор так описывает свою книгу: «Цель этой книги — помочь православному человеку, желающему ступить на духовный путь и успешно идти по нему, ознакомиться с «Добротолюбием», величайшим (во всех смыслах) собранием наставлений о молитве и борьбе со страстями. Такое ознакомление представляется небесполезным, потому что «Добротолюбие» на русском языке состоит из 5 толстых томов общим объемом в несколько тысяч страниц. Составляющие его тексты связаны между собой только общей, названной выше темой. Неподготовленному читателю может быть трудно сориентироваться во всём этом изобилии.
В нашем ознакомительном сборнике мы кратко расскажем об истории создания и переводов «Добротолюбия», об отцах, писания которых вошли в него, и приведем некоторые выдержки из их писаний. Выдержки эти почерпнуты, в основном, естественно, из самого «Добротолюбия», но некоторые взяты из других книг тех же святых отцов.
Затем идёт основной текст книги, в котором о каждом из авторов «Добротолюбия» приводится житийная справка и дается несколько выдержек из его писаний. Житийные справки взяты, по большей части, из «Добротолюбия», но иногда дополнены или, при необходимости, полностью взяты
из других церковных источников. О некоторых авторах вообще нет почти никаких сведений — они и не приводятся».
«Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма» — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского. Она разделена на две части: в первой — «Вхождение в Церковь», рассказывается о молитве, покаянии, о Церкви и пр.; вторая часть — «Отец в удаленном доступе», составлена из писем автора своим духовным чадам.
«Красные врата ведут из притвора в храм. Ещё не в Святая Святых к Престолу Божьему, блаженному бесстрастию, свободе от всякого греха, цели христианского пути, а в то место, куда открыт вход всякому верному — в Церковь Божию. Войдём же в эти двери, ведь, чтобы достигнуть цели, путь нужно начать, сделать первые шаги в духовной жизни».
«На приходе и в семье. Статьи, ответы на вопросы, разные истории…» — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского: «С детьми в семье», «С детьми в воскресной школе», «Приходские проблемы», «допустим ли юмор для православных христиан?», «Поиски нового языка в церковной архитектуре», «Проблемы организации богослужения в отдаленных населенных пунктах», «О крещении и обретении веры», «О браке», «О смерти», «О молитве», «Об исповеди», «О борьбе со страстями», «О посте» и пр. и пр.
«Умереть нам не удастся (Записки и проповеди)» — книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского. В первой части этой книги собраны проповеди автора, во второй — «Записки священника»: «О жизни по воле Божией», «О молитве», «О борьбе со страстями», «о внешних делах ради внутренней жизни», «О том, чтобы пощать и не судить ближних», «О смирении», «О терпении», «О любви», «О целомудрии», «Будь верен до смерти» и пр.
«Настольная книга верующей сестры милосердия: Утешительныя на каждый день мысли, изречения, примеры из жизни людей мудрых, милосердых и святых» — изданная в 1913-1914 гг. книга для участниц Российского Общества Красного Креста. Здесь на каждый день года читатель увидит краткие выписки из Святых Отцов и житий. Книга будет полезной не только для медицинских сестер, но и для любого человека: простые, доходчивые, краткие наставления.
«История христианской церкви в XIX веке» — двухтомник Александра Лопухина, автора «Толковой Библии».
Первый том — «Инославный христианский Запад»: Римская Церковь (отношения с Францией: Наполеон и пр.; Первый Ватиканский собор, догмат о непогрешимости Папы и пр.), протестантизм, англиканство.
Второй том — «Православный Восток»: Константинопольская Церковь (Церковь в Османской империи, духовенство, монашество, образование и пр.); история других греческих церквей — Антийохийской, Александрийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской, Синайской; история негреческих церквей — Болгарской, Черногорской, Сербской (в Сербском королевстве и Австрии), Румынской; история Русской Церкви.
К собранию аудиоверсий повестей и рассказов добавили новые: повести «Неупиваемая чаша», «Забавное приключение», «Росстани», и тринадцать рассказов.
Лекции
«Символика у Питера Брейгеля: введение в тему»
Лекция поэта, культуролога, доцента РАНХиГС Михаила Юрьевича Кукина посвящена анализу символики в творчестве Питера Брейгеля Старшего, великого нидерландского художника XVI века. Анализируя конкретные произведения, мы глубже взглянем на природу символа у Брейгеля, рассмотрим разные типы символов, от символа-предмета до символа-картины, поразмышляем над смыслом, скрытым за видимым глазу изображением.
Кандидат философских наук Игорь Зайцев говорит об открытом теизме, отбрасывающем многие традиционные понятия Бога.
Открытый теизм разрабатывает динамическую концепцию Бога, который принимает риски. Теизм вырабатывает здравый реализм в понимании Бога с опорой на Библию. Такой теизм отбрасывает многие традиционные понятия Бога: например actus purus, поскольку не находит подтверждения ему в Библии.
Психология — современная наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности человека. А можно ли этой области знаний задать новое духовное измерение? Как часто психологи верят в Бога? Должно ли в психологии быть понятие «греха»? Как психологи исследуют религиозность и веру? Фрейд — «плохой»? Ответы на эти и многие другие вопросы пытается дать Зоя Ускова, психолог, публицист, автор книги «Терапия оглашенных. Хроники молодого психолога».
«Книга Откровения: Церковь и небесное Царство»
В начале лета Владимир Стрелов уже прочел первую лекцию, посвященную Откровению Иоанна.
В ней говорилось об общем подходе к чтению, и разбирались первые 10 глав.
Вторая лекция о книге Откровения (Апокалипсисе) посвящена второй части этой трудной, но интересной книги.
Мы специально останавливаемся на 12-14-й главах, чрезвычайно актуальных в наше время (о Церкви и тех, кто ей противоборствует), и поговорим о том, как разные авторы толкований видели будущее Откровения (20-22-я главы).
О строении нашей дыхательной системы, о том что и как воздействует на нее: питание, образ жизни, психосоматика рассказывает врач Т. И. Сумская
Дыхание — это естественный процесс в нашем организме.
От того, как мы дышим, зависит наш внешний вид и здоровье, наша молодость и активное долголетие. Слаженная работа внутренних органов и дыхательной системы тормозит старение клеток, в частности и организма в целом.
Чем лучше организм насыщается кислородом, тем быстрее циркулирует кровь, нормализуется давление и работа сердечной мышцы, активизируется работа мозга, иммунной и нервной системы.
Особенно актуально это в осенне-зимний период, когда повышается риск респираторных инфекционных заболеваний, в т. ч. вирусных.
«О бессмертии и забвении, роман Милана Кундеры “Бессмертие”»
Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе роман Милана Кундеры «Бессмертие».
Что такое бессмертие? Бессмертны великие: Гете, Хемингуэй, Наполеон… Их имена вечно живут в памяти культуры. А что значит бессмертие для обычного, никому не известного человека? О бессмертии и забвении, о жизни и смерти, о любви и ненависти гениев и обычных людей рассказывает роман Милана Кундеры «Бессмертие».
Музыка
«Монастырское знаменное пение» — записи праздничного и братского хоров монастыря во имя Всемилостивого Спаса (г. Екатеринбург; монашеское братство созидалось под духовным руководством архимандрита Авраама (Рейдмана). Знаменное пение (знаменный распев) — «каноническое» богослужение пение, тип пения характерный для Древней Руси (до Нового времени).