Христиане – странные люди. Святитель Лука Крымский всю жизнь был врачом и облегчал страдания людей, но о себе написал книгу «Я полюбил страдание». Мы знаем, что милосердие состоит в заботе о ближнем, чтобы он лучше питался, меньше болел и вообще дольше прожил, – но прославляем аскетов, изнурявших плоть голодом и работой, и почитаем мучеников, пошедших на смерть.
А сегодня мы даже празднуем смерть, как радостное событие. Потому что день Успения Богородицы — это день, когда Богоматерь умерла. Да, она знала заранее, когда и как умрет. Да, она отошла в мире и покое, радостно и легко. Но всё-таки это тоже смерть — наш, как говорит апостол Павел, «последний враг» (1 Кор 15:26). И встречу с этим врагом православные празднуют, как торжество, как отмечают выпускной или свадьбу. Даже смерть теперь — изменение к лучшему. Христианское бесстрашие перед лицом смерти было общеизвестно во времена мучеников. Они не только не скрывались от властей, но страстно желали принять мученический венец, чтобы подражать Христу и скорее встретиться с Ним. Желая мученичества, преподобный Антоний Великий, ушедший в пустыню для молитвы, нарочно вернулся в Александрию в разгар гонений. Мы верим, что Бог победил смерть – и оттого нам естественно быть со смертью на ты. «Смерть – не скелет кошмарный, с длинной косой в росе. Смерть – это тот кустарник, в котором стоим мы все» — говорит русский поэт Бродский, и ему отвечает английская христианская писательница Джоан Роулинг: «Встретил он Смерть как давнего друга и своей охотой с нею пошел, и как равные ушли они из этого мира». Наши живые умершиеВ празднике Успения содержится наше главное утешение. Наше напоминание, что смерть – это не конец. Что наши покойники – живы, что о них стоит молиться, и мы непременно снова встретимся. И что наш Бог – Бог живых, а не мертвых. Смерть – это не навсегда. Для каждого, кто вошел в Завет. Но есть и те, кто умер, не успев креститься, или даже сознательно отказавшись от Церкви, и кому обстоятельства жизни не позволили стать частью Божьего народа. Если вспомнить российскую историю ХХ века – это совсем не удивительно. Поколение наших родителей и наших бабушек родилось в обезбоженной стране, где дорогу к Свету перекрывали всеми доступными средствами. Но они тоже достойны победить смерть, за них тоже умер Господь на Кресте, и мы должны привести их в Царство Небесное с собой, которым Господь судил жить во времена без гонений. И проводником в Царство может стать только наша любовь к Богу и к нашим близким. Протянуть рукуЯ не знаю, как это работает. Но вся церковная традиция отношения к мертвым говорит о том, что после смерти у человека остается надежда только на близких. На их молитвы и их праведность. Каждый из нас отвечает перед Богом не только за себя. Любовь таинственной ниточкой связывает нас с каждым, о ком мы молимся. Да, умерший человек сам уже ничего не может сделать. Но мы-то еще живем и действуем. И если любовь к нашему брату творит милосердие в падшем мире – то не может быть он совсем пропащим, значит жив он, и Бог Живых может его найти. В конце концов, Христос когда-то пришел к вовсе некрещеным, и проповедовал людям, которые не были на Литургии ни разу в жизни. И это Ему никак не помешало. А значит – и нам не помешает, потому что это Он нам сказал, что остается с нами до скончания века. |
Бог живых
Владимир Берхин
Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания