“Уверенный в Своих решениях Бог следует намеченному плану. Ради людей, но совершенно не по-человечески”.
Возможно, одна из самых важных деталей в Евангелии относится к истории воскрешения Лазаря. Эта деталь – основа каждой ектении, которую мы слышим в храме.
Можно предположить, что, с точки зрения Бога, человечество представляет собой печальное зрелище. Что люди глупы, слабы, дезориентированы и губят самих себя и друг друга, хотя могли бы жить вечно и блаженно. Что наши ссоры для Него – глупее детских обид из-за цветных стёклышек, а наши страдания – не более безнадёжны, чем выключенные мультики.
Это нередкая концепция, которую используют даже для утешения. Наверное, в чём-то она даже и правдива. В Писании можно найти ей подтверждения.
Христос, когда Ему приносят весть о болезни Лазаря, ведёт себя, в общем-то, согласно этой концепции. Он не торопится идти в Вифанию, а ждёт, пока Лазарь умрёт, и, кажется, совершенно не заботится о чувствах Марии и Марфы. Христос демонстрирует полный контроль над ситуацией, Ему неведомы сомнения, Он заранее описывает всё, что случится.
Уверенный в Своих решениях Бог следует намеченному плану. Ради людей, но совершенно не по-человечески. Людям Его план кажется невыполнимым. Фома готовится следовать за Христом до смерти.
Бог приходит в Вифанию и спрашивает, где лежит Лазарь. А узнав, плачет. И всё меняется.
Оказывается, Бог не просто равнодушно идёт к своей цели. Оказывается, у Него умер друг и Богу от этого плохо. Это больно даже Богочеловеку. Смерть Лазаря – не просто спектакль “да прославится Сын Божий”. Смерть – это действительно что-то очень, очень плохое. Наши слёзы – не глупость и не маловерие. И всякий скорбящий по близкому может быть уверен – Бог способен разделить его утрату, потому что тоже знает, что такое потеря.
Мы не знаем и вряд ли можем предполагать, что чувствует Богочеловек. Лучше даже не пытаться это представить. Но мы точно знаем, что возвышенная картина Бога, отрешившегося от наших бед и скорбей, неточна и неверна. Он ближе к нам, чем следует из строгих богословских построений.
Да, у Него есть Свои планы и соображения, которых мы не знаем. Но Он всё-таки нам не чужой, и Он понимает наши слёзы и наши молитвы о том, что люди возвышенные могут счесть глупостями.
О здоровье близких. О благополучии родных. О помощи в делах. О хорошей погоде. О мире. О счастье.