О христианском отношении к политическим событиям

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Россия – огромная страна, и нас тут живёт 146 миллионов человек. Мы все очень разные и живём очень по-разному.

И у нас множество проблем. У нас одновременно наводнение в Иркутской области (город Тулун, недавно наполовину залитый водой, снова эвакуируют), страшные лесные пожары по всей Сибири (и по этому поводу стоит подписать петицию), а в Москве на улицы вышли протестующие. Полицией было задержано почти полторы тысячи человек, были пострадавшие. Противостояние продолжалось весь день.

Я воздержусь от назначения правых и виноватых. Я сосредоточусь на двух частностях этой истории.

Иеромонах Иоанн и протестующие – в храме свв. Космы и Дамиана в Шубине. 27.07.19

Первое – это поступок иеромонаха Иоанна (Гуайты) (вообще его зовут Джованни, он православный итальянец). Так получилось, что храм, где служит отец Иоанн, находится буквально через улицу от московской мэрии – центра протестов. И когда полиция начала оттеснять толпу и задерживать людей, отец Иоанн разрешил тем, кому страшно, зайти в храм.

Вот тут рассказ отца Иоанна. Обратите внимание, он вообще не выясняет, из-за чего весь сыр-бор. Не обличает власти, но и не стыдит митингующих. Он выполняет свой священнический долг – молится вместе с людьми и говорит с ними о Боге.

Ф. Бронников. Крещение князя Владимира. 1883

А второй намёк нам даёт календарь. На следующий день после протестов Церковь вспоминала князя Владимира, крестителя Руси. Бывший до обретения веры хитрым политиком и убийцей, князь радикально изменился после. И среди прочего – отказался от смертных казней (а на дворе вообще-то X век, никаких Женевских конвенций ещё не придумано) с формулировкой «греха боюсь».

Не «так будет лучше с точки зрения управления», не «таковы условия наших уважаемых партнёров», не «это финансово выгодно», а – «греха боюсь». Вместо практической логики удобства включается соображение совершенно иного характера. И именно поэтому Владимир – святой, равный апостолам. Потому что боялся греха.

И я вижу в этих двух обстоятельствах пример для себя. Что можно оказаться в самом центре бушующей человеческой стихии, но остаться свободным от её буйства. Что важна не причина, по которой человек зашёл в храм, а возможность вместе помолиться. Что важно избегать греха, а не измерять всё меркой мирской целесообразности.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle