Каждый год мы ищем для себя новые смыслы чудесного события, которое называют в православии Благовещением.
Чтобы понять этот праздник глубже, пропитаться настроением Благой Вести, узнать, какие акценты ставили в понимании этого события христианские авторы разных эпох, мы подготовили для вас эту подборку.
Стихотворения о Благовещении
Богородица у Рильке — великого модернистского и проникновенно христианского поэта — неожиданно предстает нам обычной, совершенно земной юной девушкой, которую смутил юношеский лик архангела:
«Не появленье ангела (пойми)
ее смутило. Лунный луч людьми
и солнечный бывает не замечен,
предметами воспринят или встречен,
ее в негодование привел
совсем не ангел…»
Читать полностью стихотворение и всю книгу «Жизнь Девы Марии».
У Аверинцева Богородица предстает совсем другой, здесь мы видим более “интеллектуальное” прочтение события:
«Учтивость неба: он Ее назвал
по имени. Он окликал Ее
тем именем земным, которым мать
Ее звала, лелея в колыбели:
Мария! Так, как мы Ее зовем
в молитвах: Благодатная Мария!
Учтивость неба? Ум, осиль: Того,
Кто создал небеса. Коль эта весть
правдива, через Вестника Творец
приветствует творение. Ужель
вернулось время на заре времен
неоскверненной: миг, когда судил
Создатель о земле Своей: “Добро
зело”, – и ликовали звезды? Где ж
проклятие земле? Где, дочерь Евы?
И все легло на острие меча».
Читать полностью «Благовещенскую песнь» и всю книгу Аверинцева «Стихи духовные».
У одного из главных поэтов Серебряного века, Михаила Кузмина, акцент на чувствах: радость, страх, смятение, испуг:
«Она глядит, не понимая,
А в сердце радость, в сердце страх.
Румяной розою зардела
И говорит, уняв испуг:
“Непостижимо это дело:
Не знаю мужа я, мой друг».
Читать полностью стихотворение и всю книгу Кузмина «Праздники Пресвятой Богородицы».
Святоотеческие труды
Великим постом Церковь читает Канон Андрея Критского. Вот что автор Канона писал о Благовещении:
«Ныне настала радость для всех, вознаграждающая прежнюю скорбь: предстал Вездесущий, чтобы все исполнить радости. Но как Он предстал? — Не с телохранителями, не в сопровождении воинств Ангельских, не с пышностью и шумом: но тихо и безмятежно, чтобы укрыть Свое шествие от князя тьмы и чтобы, благоразумною хитростию уловив змия и посмеявшись над бдительностию того Ассирийского дракона, который поработил себе благородство природы человеческой, — исхитить у него добычу. Неизреченное великое милосердие Его не хотело видеть потери такого творения, каков человек, для которого Он распростер свод небесный, утвердил землю, разлил воздух, образовал море, устроил все видимое создание. Поэтому является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы — Тот, которого не вмещает вся вселенная».
Читать полностью Слово и все собрание слов Андрея Критского.
Одна из недель Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе. Вот что он писал о Благовещении:
«Если все исполнено чуда, и то — что из несуществующего пришло в бытие, является божественным и славным делом, то насколько чудеснее и божественнее и еще более долженствует воспеваться нами то, что из разряда творений стало Богом, и не просто Богом, но тем именно, Что является истинно Богом, и это тогда, когда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить оное достоинство, в котором было создано и посему справедливо было отвержено в нижайший элемент земли? И до такой степени велико и божественно, неизреченно и непостижимо то, что наше естество стало одно с Богом, и чрез сие нам было даровано возвращение к лучшему состоянию, — что и для святых Ангелов и людей, и даже для самих Пророков, хотя они и зрели действием Духа, оно пребывало воистину непознаваемым, от века сокровенным Таинством».
Читать полностью омилию и всю книгу омилий Григория Паламы.
Святитель Софроний Иерусалимский так передает высочайшее богословское значение Благовещения:
«Создавшій въ начале человека и по образу Своему сотворившій его, не иначе судитъ спасти человека и искупить Свой образъ, какъ только такъ, чтобы Самому стать по естеству человекомъ и, облекшись въ плоть, Свой образъ соделать Своей одеждой. На основаніи сего, несмешиваемые элементы смешиваются; на основаніи сего, несліянно смешиваются несливаемые другъ съ другомъ элементы; на основаніи сего, соединяются другъ съ другомъ элементы несоединяемые другъ съ другомъ; на основаніи сего, связываются другъ съ другомъ элементы не могущіе быть связанными другъ съ другомъ въ одно целое; на основаніи сего, божественное становится человеческимъ, дабы человеческое сделать божественнымъ (Θειότερα); на основаніи сего, Божіе Слово, оставаясь Богомъ и Божіимъ Словомъ, становится матеріей (παχύνεται — «уплотняется», «огустеваетъ»); на основаніи сего, Несотворенный, какъ Рожденный отъ несотвореннаго Бога, оставаясь несотвореннымъ, становится тварью; на основаніи сего, Вышній возвещается какъ смиренный, и Невидимый зрится какъ видимый, и Неосязаемый осязается, и Безтелесный приходитъ въ теле, и Безплотный описуется во плоти, и Безстрастный проповедывается какъ подверженный страданіямъ, и Имеющій безсмертное естество возвещается какъ по–естеству смертный, — дабы человеческое естество, подверженное страстямъ (и страданіямъ) и смерти, возвести въ светлое безсмертіе и безстрастіе, и человека, ставшаго врагомъ и противникомъ Божіимъ, примирить съ Богомъ и Отцомъ».
Читать полностью Слово и собрание творений Софрония Иерусалимского.
Книги
Священник Сергий Булгаков в «Купине Неопалимой» дает сложную философию и богословие относительно Богородицы. Вот о Благовещении:
«Благовещение есть уже свершение Богоматеринства. Схождение Св. Духа и вселение Его в Богоматерь, получившей силою этого вселения способность бессемейного зачатия, есть вообще высшее облагодатствование, какое только может быть мыслимо для творения. Вселение Св. Духа уже означает обожение человеческого естества в лице Богоматери. И, однако, в то же время оно не было еще спасением, но лишь приуготовлением к спасению. Жизнь в Духе Св. открылась для человека только чрез Христа и во Христе, который умолил Отца о ниспослании Св. Духа по Своем вознесении. Ранее этого Дух Св. открывается как превозмогающая сила, которая действует на человека в известном смысле извне, трансцендентно, но не изнутри, не имманентно; последнее стало возможно, лишь когда воплотился и стал имманентен человечеству Христос».
Читать полностью «Купину Неопалимую» и все малую трилогию Булгакова.
Святитель Филарет Московский в книге «Слава Богоматери» тоже выстраивает богородичное богословие, но не такое «сложное», как у Булгакова:
«В какой тишине, какое великое событие совершилось в день Благовещения Пресвятой Деве Марии!
Один из ближайших к престолу Вседержителя, Архангел Гавриил, повеленное тайно прием в разуме, пролетает сквозь все девять чинов Ангельских, от вышнего до нижнего неба, и стремится к земле. Небожители смотрят и не постигают, что происходит: желают Ангелы приникнути (1 Пет 1:12). Куда он? Не на Синай ли, к законодателю Моисею с новым откровением? – Но Синай уже не блистает и не гремит, и Моисей уже не там; он совершил и увенчал свое дело, когда сказал и написал: Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой: Того послушайте (Втор 18:15). – Не в Иерусалим ли, не в Храм ли тамошний, с чудесным облаком к квиоту Божественных скрижалей, или с небесным огнем на жертву? Но и кивота этого там уже нет. Теперь идет дело о том, чтобы устроить одушевленный Кивот Ипостасному Слову Божию. Куда же Архангел? – В неславный Назарет, в малую храмину, к бедной Деве, немногим только известной тем, что Она необыкновенно любит Бога и девство. Она одна слышит, что говорит Ей Архангел; одна знает это после его беседы: и верный хранитель Ея праведный Иосиф не знает, что совершилось. А что совершилось? – Предвечное определение Божие о спасении падшего рода человеческого приведено в действие; смотрение тайны сокровенныя от веков в Боге, непостижимой и Ангелам, открыто Дщери человеческой, конечно не к постижению, но и не к верованию только, а к самому исполнению чрез Нее: и Ея вера возмогла вместить невместимое и для Ангельских умов!»
Читать полностью «Славу Богоматери» Филарета Московского.
А книга митрополита Вениамина (Федченкова) «Благовещение» совсем простая:
«Мы, христиане, так теперь привыкли к предметам нашей веры — Троица, Сын Божий, Дух Святой, Богородица, воплощение, ангелы, чудеса, — что уже перестали дивиться им. И произносим мы это просто, — а иногда и холодно… В самом же деле эти имена касаются таких вещей, которые и непостижимы, и чрезвычайны, и сверхъестественны, и могут душу наполнить страхом.
Расскажу об одном недавнем случае в моей жизни. Мне пришлось быть в смешанном обществе людей верующих и немногих неверующих, и русских, и евреев. Хозяйка дома, молодая женщина, мать трехлетней девочки, была прекрасный человек. Но, к глубокому сожалению, она боялась верить — именно боялась, — как увидим потом, к нашему научению… Насколько она была хороша, видно из одной лишь ее фразы. «Мне стыдно, — сказала она, — быть неверующей среди вас, верующих!» От таких искренних слов, и на редкость деликатных, хотелось заплакать. Потом я наедине спросил ее: почему она не верует?
— Боюсь! Ведь страшно и подумать, что Бог… воплотился… От этого одного умереть можно! Сердце не выдержит!
…Никогда в жизни я не слышал такого — даже! — мнения!
Вот это — страх Божий!
А свою трехлетнюю дочку она — через других — крестила и просит кого-нибудь причащать ее.
Не напрасно и Церковь в своих песнопениях представляет даже архангела Гавриила смущающимся пред явлением его Пресвятой Деве. Например, на богородичном седальне (после 1-й кафизмы, понедельник, 3-го гласа) она поет: «Красоте девства Твоей, и пресветлой чистоте Твоей, Гавриил удивився, вопияше Ти Богородице: кую Ти похвалу принесу достойную? что же возъименую Тя? Недоумеваю и ужасаюся! Темже (однако), якоже повелен есмь, вопию Ти: радуйся, Благодатная!»
Даже он «недоумевает и ужасается»! А как же нужно было бы чувствовать себя нам?!»
Читать полностью «Благовещение» митрополита Вениамина (Федченкова).
У нас есть специальная страница о Благовещении со множеством различных материалов.