Великий пост
Встречайте новинки наших великопостных проектов:
— Начали выкладывать наш цикл видеороликов «Семь страстных помыслов: взгляд психолога»: пока выложили ролик Петра Дмитриевского о гордыне.
— Игумен Силуан (Туманов) продолжает вести нас сквозь Великий пост в своих видеороликах: «Торжество Православия: когда мы понимаем, что мы граждане земного Отечества и граждане Небесного Иерусалима, и это главное достижение Святого и Великого поста».
— Инокиня Евгения (Сеньчукова) — которая кстати на днях стала монахиней Елисаветой — делится с нами своим великопостным духовным дневником: вот например в одном тексте: «Перед каждым Великим постом у многих верующих «прорывает трубу». То в соцсетях, то в храмах постоянно слышишь чей-то крик души: «Зачем просить прощения по календарю?! Зачем по десятому разу перечитывать сложно сплетенные покаянные словоизлияния древнего святого?! Неужели смена рациона помогает духовной жизни?!» И так далее, и тому подобное»; а вот в другом: «В минувшее воскресенье мы вспоминали победу иконопочитания над иконоборчеством, в грядущее – святителя Григория Паламу, автора последней фундаментальной богословской концепции – о различении сущности и энергии в Боге. С чего вдруг Великим постом такой интерес к какому-то высокоумному богословию? Попробуем порассуждать».
— Выложили второй текст из цикла «Христианство и фаллократия», где выстраиваем систему христианского марксизма, для того чтобы понять, как идея христианской любви реализовывалась в истории.
— Владимир Берхин написал два текста: о Божественной несправедливости (наши маленькие добрые дела «оплачиваются» Господом вечным блаженством) и о главной иконе — человеке, образе Божьем.
— Выложили великолепное поэтического переложение Покаянного канона — одного из лучших современных поэтов Бориса Херсонского. Также выложили три русских перевода Канона от митрополита Ионафана (Елецких) и озвучку современного русского перевода Канона.
— «Объядение, лакомство, чревоугодие: учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского)» Гавриила (Бунге) — замечательная, доходчивая, но глубокая книга о христианском отношении к еде. Книга эта особенно ценна тем, что здесь излагается святоотеческое учение о еде в контексте современности: зацепкой для автора стала эпидемия булимии:
«Этому пороку предаются в одиночестве, и он не приносит настоящего удовлетворения. Многочисленные признания свидетельствуют о том, что тот, кто ему предается, сначала планомерно заготавливает всё необходимое, затем тщательно запирается, занавешивает окна и начинает есть, чтобы теперь, в полном одиночестве, набить себе глотку буквально до краев. Причем всем, что только найдется в холодильнике и может доставить удовольствие, вплоть до припасенных консервов. Это сопровождается утонченно продуманной последовательностью блюд, в результате чего поглощенная пища становится совершенно не перевариваемой. Картина прискорбная: в конце концов всё заканчивается тошнотой и рвотой, истерическим плачем и полным отчаянием. Налицо душевно-телесный надлом».
Другие книги и тексты
«Христианство. Настоящее» — сборник статей известного православного библеиста и публициста Андрея Десницкого. Объединяющая тема этих разных статей: что такое быть христианином в России XXI века? — выборность духовенства, чего ждут от Церкви, сталинизм, культ Победы, ап. Павел о власти, исповедь и чувство вины, нужна ли нам Реформация и многое другое.
«История античной эстетики» — грандиозное восьмитомное исследование Лосева о античной культуре. Гениальная книга, далеко выходящая за рамки исследований Античности (хотя в этом, конечно, она — абсолютная классика): как вообще исследовать культуру и историю? по каким законам она развивается? Кроме «Истории античной эстетики» мы здесь разместили ряд других работ Лосева о Античности и эстетики, а плюс к тому и несколько аудиоверсий его книг.
Особо отметим последний, итоговый том грандиозного исследования Лосева. Он посвящен двум задачам. Первая: описать последнюю стадию античной мысли, именно ее переход в средневековую, слом Античности и формирование совершенно новой эстетики — христианской. Таковы уже вполне христианские направления: патристика Востока и Запада и «переходные», «синтетические» формы: халдеизм, герметизм, гностицизм. Лосев прочитал Античность как по-разному развернутую интуицию тела. Христианство, по Лосеву, исходит из кардинально другой интуиции — личности. Вот смене старой интуиции тела на новую интуицию личности и посвящен последний том ИАЭ: «Вся история тринитарного вопроса в течение первых четырех веков […] сводится к борьбе античного и средневекового мировоззрений и дает огромное количество примеров самого разнообразного переплетения обоих этих мировоззрений. Античность — это принцип вещи, тела, природы и, в конце концов, чувственно-материального космоса, в то время как христианство — это принцип личности, общества, истории или, конкретнее говоря, сотворения космоса сверхкосмической личностью, общее грехопадение и первородный грех и спасение греховного мира при помощи опять-таки чисто личностного богочеловечества. Этим переплетением природы и личности как раз и наполнена вся история тринитарного вопроса в первые четыре века новой эры».
Вторая задача восьмого тома — подвести итог вообще всей «эпопее», в этом смысле «Итоги» можно считать чем-то вроде конспекта ИАЭ, все основные «сюжеты» здесь есть (но и при решении этой, второй, задачи, Лосев не перестает иметь в виду христианство). Даются итоговые формулировки, строится целостная картина античной эстетики как таковой, система ее категорий как кратко в ее истории, так и по существу дела (здесь же дается и определение: «античная эстетика и античная философия есть одно и то же»). Античная эстетика есть видение мира как тела, или чуть шире — как театральной постановки. Помимо прочего, Лосев здесь дает свою «марксистскую» трактовку Античности (кто-то шутил, что Лосев — единственный искренний советский марксист), сводящуюся к формуле «рабовладения как ведущего принципа античного мышления», откуда следует, что античный космос не только тело и совокупность тел, устроенная как театр, но и рабовладельческий полис, вечный концлагерь господ и рабов (этот-то полис и сокрушило христианство, откуда и характерные для христианского мира склонность к преобразованиям, реформам и революции, преобразовательный характер европейской философии, и, помимо прочего, — техника и капитал).
«Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы» — сборник статей, может быть, крупнейшего православного философа XX в. Алексея Лосева, посвященные философии и богословию Имени, имяславию. Здесь Лосев предстает даже не сколько как философ, а как богослов. Кроме статей Лосева, здесь также расположены его переводы Каллиста Катафагиота, Дионисия Ареопагита, Марка Эфесского, а также материалы о Лосеве и его философии.
«История социализма. Предтечи новейшего социализма» — книга Карла Каутского, выдающегося марксиста и деятеля немецкой и мировой социал-демократии. Фактически — история христианского социализма: первохристианский коммунизм, монастырский коммунизм, социалистические идеи Святых Отцов, многочисленные христиано-социалистические движения Средних веков вплоть до Томаса Мора, Крестьянской войны в Германии, Английской революции.
«Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления» — книга выдающегося современного философа Джорджо Агамбена, где показано, как в богословии Церкви были сформулированы те концепты, что управляют политикой и экономикой современного мира. Писания отцов как источник современности.
Собрали семь очень разных, но чрезвычайно интересных фильмов о Японии.
Резонанс вызвала статья Александра Королева, где он по Библии доказывает, что не Сатана — причина падения людей, а напротив, сатана — результат их падения. Вадим Оленин объясняет, почему Королев не прав.
Григорий Шеянов делится личной историей о том, как гореть и не выгореть: «Зачем человек икает? Зачем взвизгивает, когда наступают на мозоль? Но безбожник икает и взвизгивает бездумно, а христианин подводит под каждое действие богословскую базу. Словно апелляция к Христу и Евангелию может придать его маленькой ненужной истине вселенское значение. Тогда и визг становится как бы уместнее, а может быть, и боль — тише».
С. Быструшкин задается вопросом «Каково смотреть Богу на нашу театральщину?».
Лекции
«Аниме, христианство и современные подростки». Японист Анастасия Борисова и культуролог Оксана Куропаткина — о смысле и значении аниме в современной культуре и в глазах подростков.
«Театр Шекспира: библейские мотивы и другие развлечения для почтеннейшей публики». Обо всем, что не рассказали про Шекспира в школе, поговорит доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX–XXI вв. МПГУ Янина Солдаткина.
Филолог и философ Марина Михайлова прочитала для нас две лекции: «Я научила женщин говорить”: о чем рассказала Ахматова» и «Личность, бытие, Бог в поэзии Мандельштама». Также выложили её курс о стихотворениях Николая Гумилева.
«От античной идеи счастья к христианской идее спасения». Очередная беседа философа Александра Секацкого со священником Дионисием Хариным — о том, как соотносится христианская идея спасения души с принципом счастья.
«Второй Адам»: представления о человеке в библейской и древних ближневосточных культурах». Ольга Астапова. Религиозные представления о человеке и его предназначении у древних народов Ближнего Востока и Средиземноморья: как соотносятся эти взгляды с библейской традицией?
«Крест как суд и спасение». О том, что значит “нести свой крест” в свете Воскресения, и что говорит об этом язык христианских символов в древней иконографии, будет рассуждать протоиерей Димитрий Сизоненко.
Что такое обида и ее составляющие? Что такое прощение и почему нам тяжело прощать — на эти вопросы отвечает психолог Марина Филоник в своей лекции.
«Религиозный и мистический опыт и проблемы его символизации». Наталья Бусыгина. В лекции мы обратимся к некоторым философско-психологическим исследованиям религиозного и мистического опыта. Расшифровали две наших прошлых лекции: «Золото в храме: мешает или помогает» Ф. Давыдова и «Сокровенные глубины поста» протоиерея Д. Сизоненко.