«Верный в малом верен и во многом, а неверный в малом – неверен и во многом» (Лк 16:10).
Умный Володя Шалларь писал об «экономике Царства Небесного», не основанной на идее эквивалентного обмена.
Бог даёт не «сколько заслужили», а сколько хочет дать, а хочет Он дать Царство. И потому Его солнце одинаково светит на праведного и грешного.
Милость Его одинаково бесконечна ко всем – проработавший один час получает столько же, сколько тот, кто пахал весь день. Сын-пропойца, вернувшийся к Отцу, достоин только радости, потому что именно он ценен бесконечно.
В этом смысле Бог – абсолютный тиран, ни во что не ставящий идею “справедливого воздаяния”.
Эта мысль пугает фарисея и радует грешника. Царство нельзя купить или заслужить, сколько ни старайся – можно только принять.
Но нельзя и расслабляться в надежде на милосердие Божье, потому что это правило действует в обе стороны. Не бывает «большого» и «маленького» греха. Любой грех – это смерть, отпадение от Бога, абсолютная стена, которую своими силами ни один человек не сможет разрушить. Абсурдность и мелкость поступка Адама и Евы тому подтверждение.
Веками потом праведники Ветхого Завета служили Богу всей жизнью – но не могли быть спасены. Хотя умирали за Бога Израилева и убивали за Него же.
Если мы грешники хоть в чём-то, значит, мы не совершенны, как Отец Небесный. А значит, все наши молитвы и добродетели бессмысленны, как попытка вычерпать океан ложкой.
Но несправедливость, как я уже говорил, работает в обе стороны.
У Бога также нет «большой» и «маленькой» добродетели.
Бог, для Которого каждый человек бесконечно ценен, оставляющий стадо в пустыне ради одной заблудшей овцы, будет бесконечно же человека вытаскивать. Будет искать – за что зацепиться. Хотя бы малый свет если есть в душе, хотя бы что-то доброе совершил человек – Богу будет достаточно.
И что это означает на практике? Только одно – нельзя оставлять усилий. Как бы ни было сложно и тяжело. Как бы ни казалось, что Царство уже завоевано или что надежды больше нет. Во всех случаях, во всякое время и на всяком месте – нельзя оставлять усилия. Надо вечно действовать.
И не смущаться ни малостью поступка, ни обилием греха. Пока человек может вздохнуть покаянно, пока он способен к милосердию – Бог ищет его, и найдёт. Но вздох нужен, жертва, хотя бы небольшая – необходима.
Те, кто знаком со мной лично, отлично знает, насколько мой собственный образ жизни мало напоминает евангельский идеал, в сколь дальний угол задвинуто покаяние и вообще духовная жизнь. Я практически не пощусь и редко бываю в храме, понимая, что ничего в этом хорошего нет. Но есть то, что я точно могу – есть работа, где у меня масса возможностей предпочесть чужие интересы своим. И мне кажется, это и есть норма: небольшие постоянные усилия, которые дают возможность роста.
А от разового подвига, даже прекрасного, грубо говоря, некуда расти. Разве что к следующему подвигу, на который запросто может не хватить сил и решимости. Зато на чуть-чуть подняться можно всегда. И это очень важно.
Я, понятное дело, невеликий авторитет, но вот как об этом же самом писал старец Иоанн Крестьянкин – “Слово о малом доброделании“.
У нас в фонде есть неофициальный девиз – «Не бывает маленьких пожертвований, бывает мало участников». И если для того, чтобы помочь человеку, не хватило 100 рублей – значит, их НЕ ХВАТИЛО. Именно моих ста рублей не хватило. Но если собрали достаточно, значит, каждое, и моё в том числе, пожертвование – было необходимо. Именно без меня бы – не получилось. Потому что получилось именно со мной.
Маленькие добрые дела и маленькие молитвы – как вода для засыхающего дерева нашей добродетели. Может, оно и не расцветёт пышно. Но хотя бы не засохнет.
Делать малое, но постоянное добро можно здесь.
Или не здесь – вокруг вас наверняка полно других нуждающихся. И по принципу Божественной несправедливости это лучше, чем отчаяние или равнодушие.