Жизнь как Благодарение – или 613 церковных правил

Игумен Силуан (Туманов)

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Полноценная сакраментальная жизнь – это не капризы Типикона, а стремление человека свою жизнь сделать Благодарением, напомнить себе и окружающим о важности заповедей, важности любви, а не озлобленного соблюдения новых 613 правил Нового Израиля.

«Этот трюк выполнен профессионалами». О размышлении

***

Мне кажется, молитвы, рассчитанные на поддержание и укрепление в человеке чувства вины, заведомо не продуктивны. Они не позволяют двигаться вперед.

Всякое напоминание о совершенных нами проступках и грехах должно обязательно уравновешиваться напоминание о близости к нам Бога, о Его готовности помочь нам в движении к Нему.

Здесь нет места истерике.

Ошибся? Не придумывай себе сомнительных эпитетов «яко свиниа блюет в калу тако и азъ архимногогрешный греху служу и да уж куда Тебе Господи до меня добраться!», а ищи пути ко исправлению. И это не посты и молитвы, а противоположные греху действия.

***

Можно ли говорить о реальной, а не фантазийной связи наших обрядов и обрядов Ветхого Завета?

Вряд ли.

Искусственная привязка к библейским корням, возникающая в общинах, уже столетия не имевших ничего общего с иудаизмом, – это лишь следствие становления христианства как государственной религии.

Соответственно, христианство стало выполнять древние роли жречества и бесконечных освящений и церемоний, все более игнорируя важность соблюдения заповедей и покаяния. Появляется идея жертвы и особых условий ее принесения, чистоты/нечистоты, сакрального/профанного и прочие интересные вещи, неизвестные апостолам.

Отсюда и монашество как сопротивление растворению революционной свежести Евангелия в иерархии ценностей античности, но по сути копировавшее формы аскезы языческого мира.

Полноценная сакраментальная жизнь – это не капризы Типикона, а стремление человека свою жизнь сделать Благодарением, напомнить себе и окружающим о важности заповедей, важности любви, а не озлобленного соблюдения новых 613 правил Нового Израиля.

***

Приобретая очередной томик духовных наставлений одного монаха другому или повествование о монастырских подвигах, помните главное правило: «Этот трюк выполнен профессионалами. Не пытайтесь повторить его дома».

Монашеская жизнь требует массы условий, первые среди которых жизнь в послушании игумену, откровение помыслов духовному отцу, ежедневная богослужебная жизнь.

Люди, десятилетиями подвизаясь в монастырях, далеко не всегда входят в резонанс с этой литературой. А живущий по ветру своей головы мирянин тем более может легко стать игрушкой сатаны.

Исключение: конкретный совет вашего духовника вам. Не другому в похожей ситуации. Только вам.

***

– Господи! Ты ли это? Говорящий со мной во гласе бури и ветра?

– Дурень! Это всего лишь глас бури и ветра. Я же всегда с тобой. Говорящий всегда в твоем сердце.

***

Сегодня попытка осознать, что же значит быть православным христианином, стыдливо называется «возвращением к духу раннехристианской Церкви».

Хотя у Церкви любой эпохи может быть только один Дух.

К Нему и надо «возвращаться».

А из истории «раннего христианства» многие берут лишь красивости, деликатно игнорируя весьма неприглядное, типа погромов языческих храмов и иудейских синагог и убийства Ипатии.

По сути же происходит то, что и должно происходить: созидается новое самосознание христианина, и в его основу христиане выбирают из истории то, что сегодня считают нужным.

Если есть Дух, это нормально.

Когда человек жаждет услышать Господа, он услышит нужные ему для покаяния слова не только в самой плохой проповеди, но даже и в случайном разговоре.

«Радуга – это по-прежнему природное явление». О злободневном

***

По крупному счету, по евангельскому счету, не так уж и важно, что мы тут пишем о конфликтах с нашими соседями. (Хотя от слова оправдываемся и от слова своего осуждаемся. Так что тоже важно, конечно.)

Важно другое. Готовы ли мы без упреков и лозунгов оказать помощь нуждающемуся представителю соседнего народа? Закроет ли наша идеология «двери милосердия» в душе или нет?

***

Как радуга для меня по-прежнему символ завета между Богом и людьми и великолепное природное явление, а не узурпированный сами знаете кем символ сами знаете чего, так и слово/понятие «либерал», «либеральный» для меня знак стремления человека к личной свободе, независимость от «систем» и уважение к человеку, а не ругательство или признак ненависти к России и всему русскому, соединённое с раболепством перед «западом».

***

Православные шутят

Вообще забавно, что критерием подлинной православности на Руси давно (с XI века) стало строгое соблюдение постов, а не умение обуздать ненависть, язвительность, самолюбие, гордость.

Само православие многими даже внутри церковной ограды воспринимается как религия бесконечных постов и ограничений, давно «похоронивших» под собой суть праздников, к которым посты якобы готовят…

И кстати, согласно Апостольским постановлениям (IV век) «Петров» пост, например, длился одну неделю после семидневного празднования Пятидесятницы (V 20. 14-17).

***

Думаю о храмах. Какими они должны быть: богатыми, бедными, красивыми, страшными?

С одной стороны, да: первична «община». Горение Духа Святого в людях и есть подлинный храм, где и совершаются все таинства Церкви.

Поэтому само здание неважно, хоть кафе арендуй на час – собрались, попели, вкусили, выпили и довольные собой пошли творить добро на собранные деньги.

Но что такое община? Вот это современное «кучка прихожанок вокруг любимого батюшки, злыми глазами зыркающая вокруг, дескать, наши все дома, проходите, нам других не надо! чужой батюшка – пустое место, а наш — свет в окошке и верный нам путь озарил» – и есть община? К этому надо стремиться? Да ладно!

Община сегодня, как правило, это междусобойчик вокруг любимого гуру со всеми признаками «своих» и «чужих». Исключения есть, несомненно. Подтверждающие правило.

А попробуйте порассуждать в таком ключе о медицине: арендуем кафе для приема врача на час. Врач, чтобы выживать самому и семье, работает грузчиком и лечит в свободное от настоящей работы время. Не то? Не то.

«А это вот все нам не нужно» — все чаще раздаются голоса. «Нам надо только собраться вместе и причаститься, а остальная жизнь и покажет красоту православия!» Ну, вам не нужно. А многим нужно. Чтобы глаз, натыкаясь на купола с крестами, хоть изредка напоминал нам о жизни вечной.

Так получается, что 1000 лет на Руси красоту православия показывают только храмы и немногочисленные святые.

Храм уже давным-давно не просто место для сбора общины. Это архитектурное свидетельство инаковости Церкви, ее кардинального отличия от всех остальных человеческих структур. Это свидетельство вертикального измерения жизни, а не только горизонтального.


Храм св. Татианы в спальном районе Петербурга

Как бы ни были украшены «небоскребки», квартал живет только тогда, когда в нем есть храм, отличающийся от остальных зданий. Когда в нем есть что-то, кроме «я».

Да, детский садик, школа, больница, торговый центр с прачечной — несомненно. Но и храм. Не как ритуальное место, куда изредка ходят отметить изменяющееся количество родственников, а как место ежевоскресной молитвы.

Храм как раскрытая книга говорит о Боге даже тогда, когда священники и миряне безмолвствуют или живут вопреки своим словам.

Храм — это и пристанище мятущихся душ, которым рановато пока нырять в ежевоскресное богослужение, но уже есть необходимость тихой молитвы в ином пространстве жизни, свободном от свинцовых мерзостей жизни повседневной.

Да, это дорого. Да, денег у народа сейчас очень мало. Да, есть, куда еще тратить. Например, больных детей надо лечить.

Но почему за счет строительства храмов, а не клубов, футбольных арен, платных гаражей, полупустых торговых центров? Разве священники лечат больных детей? Почему надо ворчать по поводу строительства очередного храма, а не обращаться с петициями к богатейшим фармацевтическим компаниям и к врачам, требуя для детей бесплатного лечения?

Почему же деньги на лечение детей надо собирать по интернету?

Вы совершенно справедливо ответите, что это проявление человечности. В некотором смысле слова это больше нужно нам, а не больным и умирающим. Это делает нас людьми, а не просто научившимися болтать и одеваться животными.

Но животные не строят храмы. Это удел человека. И одно из проявлений человечности.

«Освятился» – и больше ничего не надо. О Церкви и таинствах

***

Спросили тут, не кощунственно ли думать, что Церковь предлагает нам что-то неправильное? Например, обязательную исповедь перед причащением?

Я думаю, что не кощунственно.

Сама Церковь нам этого не предлагает. В том смысле, что об этом не сказано ни в Евангелии, ни в постановлениях Соборов.

Это обычай, сложившийся несколько столетий назад. Да, для человеческой жизни это много. Создается впечатление, что «так было всегда». Но по сравнению с 2000-летней историей самой Церкви – это временное явление.

Почему так сложилось? Потому что природа людей, составляющих Церковь, повреждена. И одно из проявлений этого — стремление получить как можно больше чего угодно с минимумом усилий.

Отсюда утилитарное отношение к церковным таинствам и обычаям: «Я делаю простое, но наполненное мистическим смыслом действие, а в ответ Бог дает мне здоровье, успех, помощь в делах (даже не всегда совпадающих с заповедями)» и т. п.

Смотрите:

Исповедовался — грехи тебе простили и сняли.
Причастился — благодать получил. Дети болеть не будут и вообще, от сглаза.
На Крещение в ледяную воду окунулся, грехи прощены и в храм ходить не надо.
И так далее.

То есть уже все: обряд исполнил, «освятился», и делать больше ничего не надо. Какие заповеди, любовь, преображение души? Зачем? «Таинство все сделает за тебя».

«Я православный, но в храм не хожу и посредники мне не нужны», — пишет дяденька глупую фразу и очень обижается, когда с ним общаются, как с глупым. С чего ты православный-то? Мамка в детстве крестила? А, ну-ну…

Все как в остальной части жизни.

Едят все подряд, толстеют и жалуются на одиночество. «Что бы такое еще съесть, чтобы похудеть?», «Ах, полюбите меня таким/такой за бесконечное духовное богатство, а то красивым/-ой меня любой полюбит». Гоняются за курсами «Как за 10 дней выучить английский язык и накачать пресс, не вставая со стула». Посещают кружки и собрания, чтобы «изменить характер и научиться…».

И так большинство во всем.

Вы вправе не согласиться и спорить, но уж слишком много таких примеров в жизни. А обратных — единицы. Где наше подлинное сокровище, там мы рано или поздно окажемся. Жаль, что чаще всего это корыто…

***

Если воспринимать Исповедь как регулярное очищение «тарелки души от грязи», то остается масса вопросов, ответов на которые просто нет. Самый главный из которых: что же это за очищение, если оно в подавляющем большинстве случаев автоматически не очищает регулярно причащающегося и исповедующегося человека?

Что же тогда Исповедь?
В первую очередь, это тайна богообщения, а не нечто утилитарное, не некая услуга или девайс для комфортной духовной жизни.

По моему мнению, это таинственное освобождение своих рук, связанных пороком, для очищения своей жизни. Потрудиться должны мы сами. И это еще только предстоит сделать после исповеди и причащения.

Это еще одна попытка довериться Господу и доверить Ему очищение нашей жизни.

Но это не значит, что от аналоя мы отходим «очищенными от греха». Иначе не было бы нужды признавать себя перед причащением худшими из грешников.

***

Вот, говорят, надо «подражать святым». А как можно это сделать? Как подражать Марии Египетской, Серафиму Саровскому, праведному Иову?

«Подражать Серафиму и Марии – оставлять мир, идти в монашество. Иову – терпеливо переносить скорби».

Но это смешно и нелепо. Только единицы из миллионов христиан могут так «подражать» святым. Да и стоит ли напоминать, что в монашество уходили десятки тысяч, а прославляем мы из них совсем немногих.

Значит все-таки не за монашество как таковое их прославили, и не в этом по преимуществу надо им «подражать».

Вот как подражать святой Елене? Родиться язычницей, родить императора и найти в Иерусалиме Крест Христов? Но зачем? Именно это уже было сделано полтора тысячелетия назад.

У нас выработалось странное представление о подражании святым как о внешнем копировании их жизненного пути. Но ведь надо стремиться гореть их любовью к Богу, которая побудила их выбрать тот или иной жизненный путь. Детали жизни неизбежно будут отличаться, но суть одна.

И это доступно всем без исключения – и монахам, и мирянам, и императрицам, и домохозяйкам.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle