Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.
В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.
Псалом 67
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков,
а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое,
и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил
необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица,
которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на
которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»
28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины —
владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев —
Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!
Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 67: 1–20):
20 Благословен Господь всякий день
Псалом 67 — храмовый, литургический, это видно сразу, при первом прочтении. Особенно показательна вторая часть псалма, начиная со ст. 21 и до конца, — в ней речь идет о торжественной процессии, наподобие тех, которые проходили во дворе Иерусалимского Храма по большим праздникам. Но и в первой части речь идет о торжественном шествии — однако здесь шествует Сам Бог. Меткой «села» выделена в первой части псалма молитвенная формула (ст. 20), но не только она — отмечены также ст. 8 и 9 (метка находится между ними). Ст. 8 и 9 представляют собой одну фразу, и содержание ее отсылает нас на Синай, туда, где был заключен союз-завет, где народу Божьему была открыта и дарована Тора и откуда начался путь к Сиону, на котором впоследствии будет построен Храм. Шествие Бога с Синая на Сион и путь народа от Синая к Сиону — таково содержание первой части Псалма 67.
Это шествие и этот путь становятся одновременно противостоянием праведных и нечестивых. Бог рассеивает Своих врагов, как дым, и именно нечестивые оказываются врагами. Бог противостоит не каким-то конкретным людям или народам, но злу, в котором лежит мир. Движение Бога от Синая к Сиону становится торжеством праведности над нечестием, оно неотделимо от этого процесса. Иначе и не могло быть: ведь такое движение предполагает процесс воцарения Бога над миром. Воцарения, которого не может быть без Божьего торжества над тем грехом, в плен к которому попал мир после грехопадения.
Синай описан в первой части псалма как Божье святилище, где «колесниц Божьих тысячи». Бог одаряет людей — так, чтобы даже самые упрямые могли бы пребывать с Ним (в Синодальном переводе «упрямые» названы «противящимися»). Эта фраза станет понятной, если вспомнить историю с золотым тельцом, после которой Бог фактически прогоняет Свой народ с Синая, с глаз долой, и вместе с тем велит ему идти в землю, которую Он обещал еще Аврааму. Народ еще ни к чему не был готов и уж точно ничего хорошего не заслуживал — но Бог дал ему время для того, чтобы измениться, и помог это сделать. Путь от Синая к Земле обетованной и стал для народа путем приготовления и изменений, которые сделали возможным завоевание земли.
От Синайского святилища и начинается движение к Сиону, в сторону святилища нового, того, которое освятит уже Землю обетованную. Исторически путь народа от Синая к Сиону был отнюдь не простым, и не только потому, что воевать на этом пути пришлось немало. Главная проблема была внутренней: людям предстояло изжить в себе то язычество, которое они вынесли с собой из Египта. Такое изживание было делом отнюдь не простым: надо было, чтобы сменились поколения, прежде чем оно стало возможным. К моменту, когда началось завоевание земли, народ уже был верен Богу и готов воевать.
Одного внешнего, физического завоевания земли было мало. Нужно было войти в обещанную Богом землю не только физически, но и духовно — а это оказалось куда сложнее военного вторжения. Речь шла уже о пути праведности, о тех внутренних изменениях, без которых эта земля очень скоро превратилась бы в новый Египет. Не случайно в псалме, как и — неоднократно — в Пятикнижии, речь идет о том, что войны Своего народа ведет Сам Бог, это Он готовит все нужное для бедняка, там, где обитает Его народ. Бедность здесь, разумеется, понимается как духовное состояние, а не как материальное положение. Праведность предполагает бедность именно в этом смысле — таких бедняков Бог поддержит всегда.
При таком взгляде на ситуацию шествие Бога с Синая на Сион становится процессом уже не просто историческим, даже если вести речь о духовной истории, об истории Откровения. Его движение становится вхождением Бога в мир и в историю, вхождением, которое должно было завершиться боговоплощением и приходом Мессии. На Синае Бог впервые открылся народу, встретился с ним, заключил с ним союз-завет, открыл ему Тору — Свои заповеди, которые помогли бы народу выстроить свою жизнь сообразно Божьей воле. Шествие же Бога на Сион стало исполнением завета, его осуществлением — со стороны Бога. Он пришел, чтобы пребывать среди Своего народа, и именно для этого Бог отправляется на Сион.
Однако идет Он туда не один, а вместе с народом. Бог ведет Свой народ туда, куда хочет его привести, невзирая даже на то, что в начале пути он еще совершенно к этому не готов. Бог готовит его по дороге, формирует во всех отношениях, в том числе и в этническом: еврейская нация складывается именно во время и в процессе Исхода, движения из Египта к границам обещанной ему Богом земли. Вхождение Бога в историю становится основой истории народа Божьего.
А наша история, наша жизнь — имеют ли они какое-нибудь отношение к Божьей истории?
Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.
Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.