В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.
Псалом 15
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 15: 1–11):
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю
Что означает надежда, или упование, на Бога? Для нас сегодня — это нередко что-то вроде последней надежды, такой, к которой прибегают тогда, когда больше надеяться не на что. Обычно в таких случаях говорят: ну, теперь остается только молиться. И, в сущности, в этой фразе не было бы ничего особенного, если бы она не означала, что в действительности о молитве вспомнили только теперь, когда ничего другого уже не остается. Бог становится своего рода «спасательным кругом», о котором вспоминают тогда, когда катастрофа уже случилась.
Совсем не такой видит собственную жизнь автор псалма. Для него надежда на Бога — не единственный выход из безнадежной ситуации, а центр и смысл всей жизни. Не случайно он говорит, обращаясь к Богу: «Ты держишь мой жребий, мою участь в Своей руке». Речь идет о жребии, который, как принято думать, выпадает случайно. Но если человек надеется на Бога и только на Него, случайностям в его жизни места нет. Тогда жребий и то, что выпадает, когда бросают камни, оказывается в руке Божьей. На этом был основан и священный жребий — урим и туммим, хотя в данном случае процедурой предполагалась возможность отсутствия ответа: Бог мог и не отреагировать на заданный вопрос.
Отсутствие случайности в жизни человека, полностью предавшего себя Богу, и определяет жизнь праведника. Псалмопевец говорит: мои межи прошли по прекрасным местам и мое наследие для меня приятно. Конечно, дело не в том, что праведник всегда только благоденствует: Библия книга достаточно реалистичная, чтобы не утверждать столь примитивно однозначных схем. Дело в том, что человек, вручивший свою судьбу Богу, больше не во власти слепой судьбы, а во власти Бога. Он — часть Божьего промысла, который и становится его уделом. В таком случае лучшего желать не приходится: Божий план простирается далеко за пределы не только любой земной ситуации, но и самой земной жизни каждого человека в отдельности.
Не случайно автор псалма уверен: Бог не оставит его в мире теней, в царстве смерти, которое называется шеолом («ад» Синодального перевода), Он выведет его к жизни, потому что у Бога смерти нет. Кто-то видит в этих словах намек на воскресение из мертвых, в которое верил псалмопевец, кто-то — лишь избавление от смертельной опасности в конкретной ситуации. Но, быть может, не так уж и важно, идет ли речь об одном, о другом или о том и другом одновременно: в любом случае надо говорить о торжестве Бога над смертью и над случайностью, которая делает смерть неизбежной. Человек приобщается к миру Божьей жизни, где смерти места нет, хотя до прихода Христа такое приобщение еще не могло быть полным и окончательным.
Такая жизнь означает непрерывное внутреннее предстояние Богу. Псалмопевец совершенно реально, а не только теоретически или в собственном воображении, видит Бога перед собой. Речь не обязательно должна идти о визионерстве. Переживание реальности Божьего присутствия конкретным человеком может принимать самые разные формы. Важно лишь, чтобы оно было для него реальностью, притом (для человека) объективной. Не чем-то таким, что можно принимать во внимание, когда вспоминаешь о своих «религиозных обязанностях», и игнорировать во все остальное время, а реальностью, забывать о которой невозможно по определению.
Однако такую реальность еще необходимо научиться видеть, воспринимать. И по книгам, даже самым замечательным, этому не научишься. Даже Библия сама по себе в этом смысле бессильна. Научить может лишь Тот, Кто является ее Автором. «Даже ночью учит меня нутро мое», — говорит псалмопевец. В еврейском тексте упомянуты почки — с ними у евреев связывалось представление о таких глубинах человеческого существования, в которые даже сам человек порой не может заглянуть. Что-то вроде того, что мы сегодня иногда называем подсознанием. Божье действие может проникнуть даже туда. Более того: если наша жизнь не изменится под воздействием Божьего присутствия до этой глубины, мы не станем другими.
Готовы ли мы пустить Бога так глубоко в нашу жизнь?