Жертвовать или не жертвовать: вот в чем вопрос

Игумен Силуан (Туманов)

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Почему важно поддерживать отечественных производителей, а всеобщей интернет-панике по поводу сборов на больных детей — не поддаваться? Стыдно ли жить на деньги мецената художнику и поэту? А священнику — «обирать бедных пенсионерок»? Публикуем записки-размышления игумена Силуана, которыми он делился с подписчиками на своей странице в социальных сетях.

Если у тебя есть возможность пожертвовать — хорошо, жертвуй. Но ты еще не стал негодяем от того, что не пожертвовал.

Вроде простая фраза, но какие разные эмоции она вызывает, если уточнить, на что просят пожертвовать.

На церковь? — Сдурела, что ли? Хочешь последние копейки у семьи отнять? Да ты когда на море ездила? А, вчера… ну, все равно. О детях своих подумай. Когда ты им мороженое покупала? А, тоже вчера… ну, неважно! Нечего этим кровопийцам помогать! Вон лучше простой бабушке подай, уборщице.

Нищим? — Рублик бросила, и хватит. Они же все равно в общак мафии все несут. Да, а что ты думала? А потом дешевой водкой горе запьют… ну куда бумажку бросаешь, куда! Это же сто рублей! Что значит: «глаза у нее честные»? Эх ты, дура доверчивая!

На лечение неизвестных тебе больных детей, на которых собирают миллионы рублей по всему Интернету? — Что значит «нет»? Ах ты ж тварь-то бессовестная! Все на себя, да на себя! А Христос велел делиться с больными и неимущими! А еще христианкой называешься! Бесстыжая какая! Ничего, лишний пирожок не съешь, худее будешь! Что значит, о детях своих думаешь? Что они, голодные у тебя, раздетые? Так и вырастут эгоистами!

***

Мне омерзительна сама мысль о том, что художника надо специально держать в голоде, чтобы он творил. Есть в этом невыразимо гадкое барство и идиотизм сознания.

***

У нас одновременно принято восхищаться и нищими, и произведениями искусства. Юродство — уважаемый тип святости. Нестяжательство — вершина добродетелей. И тут же рассуждаем с восхищением об иконах и старинных храмах, картинах и музыке. Это считается хорошим тоном, достойным христианина.

При этом сказать хотя бы «спасибо» тем людям, которые не проели деньги, а отдали их нуждающимся творцам — скульпторам, архитекторам, художникам, писателям, поэтам, ювелирам, композиторам, — зачастую даже не приходит в голову.

Видимо, по мнению этих прекраснодушных мечтателей, фантазирующих на Евангелие, книги пишут себя сами, бесценные произведения искусства появляются прямо из воздуха, а булки растут на деревьях…

***

Подавляющее большинство людей считает, что у священника просто категорически не должно быть ничего ценного, удобного, качественного.

Почему?

Потому что все «зарабатывают своими руками», а священнику «должно быть фу как стыдно жировать за счет бабушкиных пенсий».

В глазах таких людей священник — практически тунеядец, который занимается чем-то приятным и необременительным в компании пенсионерок, по невежеству ходящих в храм чаще, «чем надо». «Надо», это когда повенчать и покрестить, отпеть. А что там какое-то копошение по субботам-воскресеньям, сопровождаемое колокольным звоном, так это от безделья.

Кстати, все громче слышны голоса тех, кто и внутри Церкви считает выделенное служение священника баловством, тяжело ложащимся на плечи прихожан. Впрочем, сами эти прекрасные люди становиться священниками не торопятся, а зарабатывают чем-то подозрительным…

***

У нас хорошим тоном считается пренебрежительно говорить о земном, суетном. Дескать, что там балуются батюшки переводами текстов да ладаном, да облачениями? Ерунда же. Это не нужно никому. А вот давайте поможем детям или пойдем куда-то волонтерами или еще как-нибудь послужим Богу, раз у нас столько свободного времени и мы ничего своими руками создать не можем. Ибо сказано: «раздай все и следуй за Мною!».

И дело даже не в том, что сказано не только это. Как остроумно заметил один священник, если у доброго самаритянина не было бы денег, про него даже бы не упомянули. Сказано также Господом, что «нищих всегда имеете с собой», и потраченные на Него деньги Он не отверг.

Дело в том, что странно для нас мыслить в юношеских категориях «или-или». Неужели полезно не замечать и не поддерживать тех русских людей, которые своим трудом зарабатывают на жизнь, создавая необходимое и не особо необходимое, но прекрасное для жизни и радости? У мастеров, кстати, тоже есть дети и родственники. И если благотворительных организаций сегодня море, то талантливым русским мастерам поможет только покупатель. Церковное искусство и культуру тоже надо поддерживать, а жизнь мастеров и их родственников ничем не хуже жизни детей, на лекарство для которых собирают фонды.

А то «детям Африки» мы охотно тянемся помочь, а людей вокруг себя не замечаем, да еще и считаем это проявлением особого благочестия.

Поэтому я для себя давно положил помогать по мере сил мастерам, умельцам, которых знаю, а не детям вообще, о которых мне ничего не известно. Да, вот такой я плохой.

И даже если спокойно могу обойтись без многого, но при возможности приобрету отличный соус и шоколад ручной работы, не поленюсь доехать до производителя хорошего сыра, постараюсь поддержать талантливых производителей церковной утвари.

Это не значит, что надо делать только так. Это значит, что мышление штампами бесчеловечно по своей сути.

***

Очень важно подмечено одним мыслителем современности: по вкусу освященное яблочко не будет ничем отличаться от неосвященного.

Религия не пересекается с идеалами общества потребления. Она о другом. Она не улучшает напрямую вкус продуктов, качество жизни молодоженов, не лечит болезни, не помогает сдавать экзамены.

Религия наша о том, как найти путь к Богу, а не жить вкуснее.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle