Запрет на радость как причина выученной беспомощности

Владислав Головин

Тренер по эмоциональному интеллекту, заместитель главного редактора в Forbes Ukraine.

13.05.2020
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Христианство — религия радости. Об этом говорят самые разные священники и христианские миссионеры. Но иногда складывается совсем другое впечатление: люди используют религию для того, чтобы увеличить свои страдания. Или для того, чтобы придать своему трагическому восприятию жизни более возвышенный смысл и сакральное измерение. «Здесь будет плохо, зато в Царствии Небесном будет хорошо», — примерно такой смысл этого взгляда.  

Чудо в Кане Галилейской. Современная греческая икона

В христианстве есть много оснований для того, чтобы воспринимать любые страдания как что-то очень правильное, хорошее. Сам Основатель учения терпел запредельную боль, чтобы искупить людей от греха. Большинство Его учеников тоже погибло насильственной смертью. Культ мучеников, почитание святых отшельников, которые, судя по житиям, жили в постоянном дискомфорте, сами выбирая путь аскезы. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), — говорит апостол Павел. «Нынешние страдания ничего не значат по сравнению с той славой, которая откроется в нас», — заверяет он учеников в другом послании.

По всему выходит, что страдания прописаны как код в нашей религии. Отсюда возникает то, что в психологии называется «выученная беспомощность». То есть отсутствие желания у человека что-то менять в своей жизни в лучшую сторону, потому что внешние силы и обстоятельства сильнее его.

Когда такой взгляд имеет священное обоснование, то противоположная эмоция — радости — воспринимается прямым нарушением. Иногда даже как грех. Сакрализация страданий создает внутренний моральный запрет на радость, удовольствие и счастье. Именно поэтому верующие люди часто бывают не просто грустными или печальными, а считают свою грусть и печаль признаками правильной духовной жизни.

Однако в Писании и у Святых Отцов можно найти и противоположные взгляды. Тот же апостол Павел считает чувство радости признаком того, что христианин достиг главной цели своей жизни — открыл в сердце Царство Божие. «Плод же Духа — радость, долготерпение, кротость» (Гал 5:22), — говорит он, и еще: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). В другом месте апостол Павел уже как заповедь дает — «всегда радуйтесь» и тоже упоминает радость как плод Святого Духа. 

Сам Иисус Христос говорит, что когда снова встретится со Своими учениками, то именно эту эмоцию они будут испытывать. «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22).

Иисус Христос Сам, будучи Богочеловеком, испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин 11:15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11).

Как разрешается это противоречие

Получаются две противоречивые тенденции. С одной стороны — культ страданий и фразы, благословляющие страдания. С другой стороны — призывы радоваться. И определение радости как признака того, что христианин действительно находится в единстве с Богом.

Чтобы объяснить это противоречие, достаточно внимательнее вчитаться в Библию. В ней нет прямых призывов страдать и мучить себя. «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и жизнь с избытком» (Ин 10:10), — говорит Христос. Большинство мест, в которых речь о страданиях, повествуют лишь об утешении в случае действительно тяжелых или трагических событий в жизни. Бывает разное: люди болеют, умирают, случаются войны, голод, все что угодно. Именно для тех ситуаций, когда человек сталкивается со страданием, Святые Отцы и дают слова утешения. Но это вовсе не значит призыв во всем и всегда находить страдание.

Да и сам подвиг Христа — тоже не призыв заниматься самоистязанием. Он прошел через смерть для того, чтобы мы, соединяясь с Ним, становились бессмертными. Он показал пример того, как относиться к несправедливым обвинениям и страданиям, но вовсе не того, что постоянное страдание — признак правильной духовной жизни. Скорее наоборот, даже аскеза в Его понимании не должна быть грустной: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф 6:16).

Запрет на радость

«Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать», — сказал когда-то Александр Пушкин. Эта фраза — фактически продолжение культа страданий. Знак равенства между «жить» и «страдать» чаще всего возникает из-за сакрализации печали и самобичевания.  Восприятие своей жизни как постоянной жертвы может приносить множество болезненных ощущений. Однако ощущения эти все равно очень острые и яркие. Иногда даже привычные.

Иногда для оправдания такого взгляда приводят слова Христа «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8:34). Слово «крест» здесь обычно толкуется как метафора страдания и боли. И сама эта фраза, как кажется, не оставляет пространства для иных объяснений — это явный призыв добровольно принимать страдания. Но кому и в какой ситуации эти слова были сказаны?

Христос предупреждал учеников о том, что с Ним произойдет: Его осудят и будут мучать. Один из учеников из жалости стал отговаривать Учителя от такого пути, на что Христос явно с гневом ответил: «отойди от меня, сатана!» (Мф 16:23). А потом уже стал говорить о решительности и смелости, которая нужна человеку, чтобы жить в соответствии со своими ценностями: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34–35).

По стилю своему эти предложения похожи на призывы подставить другую щеку, вырвать глаз, который искушает, и не считать родными тех, кто не разделяет твоей миссии и твоих ценностей. Фактически Христос здесь пробуждает в слушателях агрессивную часть их психики, их здоровый гнев, который необходим человеку, чтобы поступать так, как он считает правильным. Не слушать голоса сомнений, от кого бы они ни происходили. Будь готов ради своей правды и своей веры на все — вырвать глаз, отсечь руку, подставить щеку, нести крест. Вот о чем эта заповедь. А не о том, чтобы самому получать извращенное удовольствие от страданий и считать их чем-то важным или ценным.

То же самое с предупреждением апостола Павла: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (Тим 3:12) — это тоже проверка не решительность, А не призыв найти гонения любой ценой и считать их признаком благочестивой жизни.

Чему радуются христиане

Распространенный в Библии синоним радости — слово «блаженство». К примеру, Христос говорил, что «блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян 20:35). Другими словами, больше радости и счастья испытывает человек, который делится чем-то с другими, созидает, творит, а не живет простым потребителем.  Помогать людям, делать им что-то полезное — это действительно приносит ни с чем не сравнимое глубокое переживание радости, счастья и смысла жизни. Это чувство знакомо всем, кто создает или участвует в благотворительных проектах, помогает людям, спасает их. Врачи, учителя, священники, волонтеры — все они когда-то слышали от других что-то вроде: «Спасибо, вы спасли меня, вы изменили мою жизнь, вы очень помогли мне». И это ощущение — огромная радость и счастье. И кстати, этой радости не нужно учиться управлять или воспитывать ее в себе, культивируя позитивный взгляд на жизнь. Она просто дается как приз или бонус.

Христианские проповедники часто говорят, что у верующих людей радость тихая, не такая, как у неверующих, которые могут радуются очень бурно, возможно, даже греховно. А христиане якобы радуются только своему спасению и Божьему промыслу. «Земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью», — типичный пример такого взгляда.

Да, христианская радость — это не радость пребывания до утра в ночном клубе и не радость от убийства своего врага. Однако это не значит, что христианам доступны только какие-то абстрактные духовные радости.

Сам Господь поддерживал обычные земные радости. Первое чудо Иисуса — это не хождение по воде, не исцеление больных и не воскрешение мертвых. Сейчас бы это назвали суперскоростной доставкой алкоголя. Или — очень качественный кейтеринг. Он превратил воду в вино — обеспечил празднество питьем.


Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священным ковчегом. 1552 г.

В Ветхом Завете есть описание того, как царь Давид от радости стал танцевать во время религиозной церемонии. То есть его настолько переполняла радость, что он не смог ее сдержать. Некоторые православные тоже практикуют танцы во время богослужения — к примеру, в Африке. Католики же более спокойно относятся к такому явлению — во время праздничных шествий с иконами Девы Марии. Те же испанцы или мексиканцы вряд ли будут шествовать со сдержанно-торжественными лицами во время таких религиозных процессий. Они танцуют и выражают свою радость.

Открыто радуются и православные. Вот, например, что пишет о старце Григории (Зумисе) со Святой Горы Афон один из людей, знавших его: «Каждое утро геронда Григорий спускался из кельи, громко и весело здоровался, чтобы поднять наш дух и задать ритм. Может быть, он чувствовал, что мы в силу менталитета какие-то пригасшие или озадаченные. Постные наши лица ему казались странными. У геронды всегда была для нас фраза: «Веселей-веселей! Почему хмурые? Радуйтесь!». Такой вот утренний дружественный девиз. Старец просил встряхнуться, взбодриться и работать с настроением». Или другое воспоминание об авве: «Геронда вносил радость в жизнь, хотел, чтобы вокруг него люди улыбались. Я никогда не видел, чтобы кто-то мог так заряжать энергией. Этот стойкий и бодрый человек нес радость окружающим».

Условная радость

Если радоваться вовсе не греховно и не запрещено, то почему радости все-таки так мало в жизни? Очень часто переживание радости становится недоступным, потому что люди сами не разрешают себе ее. Кажется, стану богатым, женюсь, выйду замуж, устроюсь на нормальную работу, поеду в отпуск — вот тогда и порадуюсь, тогда и буду счастливым. То есть какие-то внешние обстоятельства ставятся условием для того, чтобы разрешить себе испытывать радость. В светской психологии это называется «условная радость».

Чтобы избавиться от этого внутреннего ограничения, можно находить причины для радости и благодарности здесь и сейчас. Оглянитесь вокруг — чему вы радуетесь в своей жизни прямо сейчас? За что вы благодарны сегодня? Об этом и апостол говорит: «за все благодарите» (1 Фес 5:16). И это не просто его пожелание, так как он добавляет: «ибо такова воля Божия».

Счастье и радость приходят не потому, что мы чего-то достигли, или потому, что изменились какие-то внешние причины. Наоборот — сначала мы находим радость и счастье внутри. А потом уже меняются обстоятельства вокруг нас.

Об этом пишут современные исследователи состояния счастья и радости — Соня Любомирски, Шон Арчор в США и киевлянка Алла Клименко.

Другими словами, более надежный источник радости и счастья — не во внешнем мире, а во внутреннем. Именно об этом еще 2000 лет назад говорил Сам Христос. Вы же помните, что Царство Небесное — не здесь и не там, а внутри человека. О первичности внутреннего, а не внешнего, и другие слова из Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45).

Переживание радости и счастья зависит не от условий нашей жизни, а от того, как именно мы интерпретируем эти условия и события. Внутренний мир, умение управлять своими эмоциями — одна из главных добродетелей. Об этом писали не только современные психологи, но и Святые Отцы. И именно поэтому в Псалтири есть и такой призыв: «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс 99:1–2).

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle