Выключить вентилятор. О семье и прощении

Арина Мамаева

Директор воскресной школы.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Не идеальные родители выращивают не идеальных детей. Как неидеальным детям быть с этим. Размышления неидеальной дочери.

мать и дочь

Молодая женщина, счастливый брак, четверо детей, переживает, что травмы, которые она получила в детстве от своей матери, мешают ей любить своих детей по-настоящему. Работает с психологом, считает, что мать должна попросить у нее прощения и признать свои ошибки.

Мужчина, единственный ребенок своих родителей, тяжело и трудно в течение своей жизни преодолевал зацикленность на себе. Сейчас он женат, имеет одного сына, очень хотят еще детей, так как не желают для своего ребенка такой же участи залюбленного всеми эгоиста.

Девушка, трактующая все свои проблемы в отношениях с мужчинами, как вину отца, не уделявшего ей внимание в детстве и практиковавшего домашнее насилие.

Священник, настоятель храма, отец пятерых детей, сам из священнической многодетной семьи, единственный из шестерых взрослых детей, у кого нет претензий к родителям по поводу нехватки внимания и недолюбленности.

Молодой человек, злился на маму, которая решила, что ребенок должен быть уверен в себе, и постоянно говорила, что мальчик самый умный и красивый, взрастив гордыню и тщеславие. Жизнь в мире, к которому он оказался не приспособлен, довольно быстро и болезненно обломала все эти представления.

Наверное, уже понятно, к чему все эти примеры. Связь между проблемами взрослых людей и их детством. Все оттуда – гордыня, недолюбленность, гендерные повреждения. Всё, да не все.

В этом разговоре мне бы хотелось вспомнить несколько важных и всем знакомых вещей с христианским акцентом, которые были очень важны для меня в решении собственных трагедий под названием “Отцы и дети”. А еще немного помочь некоторым героям моих примеров. Имеет смысл отметить, что речь идет о легких вариациях детских травм и обид, не о серьезных случаях, вывернувших человека наизнанку.

Может быть, нужно иметь как можно больше детей, а большая семья и растущий опыт воспитания вырулят в нужное русло, нивелируют огрехи? Но многодетная матушка говорит о том, что своим детям она желает максимум троих, или пример того священника в начале. Его старший пятидесятилетний брат до сих пор говорит своей матери о том, что ему не хватило ее любви в детстве. Разве родители выделяли только сына, будущего священника? Нет, примерно одинаково всех любили, всем по возможности уделяли время в условиях жестокой занятости на работе – матушка той семьи, будучи беременна четвертым ребенком, защитила кандидатскую диссертацию. Да, старшему в многодетной семье приходится сложнее, чем всем остальным, и все же у него было то, чего не было у младших, – бытия единственным ребенком. А у младших есть невероятное ощущения большой семьи; они, в общем, растут более приспособленными к жизни, общительными, легко идущими на контакт, им редко бывает скучно. И единственный ребенок получает очень много внимания, родительских сил, любви, он уверен в себе и своих силах, своем магнетизме и очаровании.

При любом варианте семьи – многодетной ли, состоящей ли из матери-одиночки и ее ребенка, полной – для растущего человека есть и положительные аспекты воспитания и формирования характера, и негативные. Плюсы есть всегда, ибо Господь дает свои дары рукою щедрою, без меры. А главный минус – это наше первородное повреждение, склонность ко греху. Каждый из нас имеет свои собственные духовные болячки и приобретает новые, при помощи других людей или сил диавола. Очень грустная и трагичная картина, когда мы вредим себе и другим, часто самым близким, часто нашим детям, не осознавая своих действий; можно представить травмопункт, где один пациент тычет своей сломанной ногой в открытый ожог другого…

Картинка из личного, кажется, такая несерьезная – мама убегала от трехлетней меня по детскому саду, пряталась, а меня к ней не пускали… непринятие, сомнение в любви… когда много лет назад я у мамы спросила про этот случай,она сказала, что не могло быть такого, и я поняла, что она просто меня не заметила и шла по своим делам – она тогда в том же детском саду работала. То есть, родитель может и не знать вообще, не догадываться, а сложатся так обстоятельства – и вот, малыш травмирован, наша общая греховная поврежденность, как минное поле, – обязательно что-то да взорвется.

При всей трагичности и безысходности этой картины было бы неплохо всегда помнить, что каждый человек рождается в наилучшее время и наилучших условиях для своего спасения. Мы можем и призваны преодолевать себя, отсекая с Божией помощью все плохое, взращивая хорошее, тренируясь преодолевать искушения по словам апостола: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Еще и по-другому – мы призваны к обретению подобия Бога, а как его обрести без болезненного распятия себя и своих хотелок, без просьб у Бога исцелить и очистить нас, гаденьких и плохоньких? Отцы говорят о том, что целью жизни является стяжание непадательного состояния в вечности, а как его стяжать, не поняв, что ты сам весьма худ, вредишь другим и без Бога погибнешь? Как давать нам идеальные условия, если мы не идеальны? Бог не зря изгоняет падшего человека из рая — нет там возможности для спасения поврежденному Адаму.

Когда мы взрослые, у нас есть все, чтобы работать над собой: мы осознаем себя, причины и корни своих проблем, в том числе кроющихся в детстве, есть силы для изменения себя, есть жизненные опоры, интересы, есть духовные ориентиры. Христианам в этой работе на порядок проще, чем всем остальным. Христос – пример, «Путь, и Истина, и Жизнь», Дающий силы для преображения.

И тут уместно сказать о прощении родителей, которые такие же точно поврежденные люди, как и мы, не ставшие святыми, увы для нас, и при этом — давшие нам радость жизни, отказавшиеся от радости жизни своей, то есть пожертвовавшие для нас своим временем сна, карьерой, развлечениями. Еще и еще раз – наши родители точно такие, же как и мы, слабые, не знающие точно как надо, растившие нас в непростых условиях, к тому же еще и без Гугла и бебифорумов. А еще уместно вспомнить, что вот уже наши дети, эти милые карапузы, из-за которых мы не спим ночами, не путешествуем, не читаем книги, лет через двадцать могут сказать нам, что мы виноваты в их бедах, так как не любили их как надо. Ну что ж – скажут и скажут, и это будет один из этапов их собственной рефлексии. Не все обвиняют родителей, некоторые, напротив, благодарны им за свое детство, любят их, принимают. Не самый плохой маркер зрелых, обретших свою целостность людей.

Однажды в разговоре с друзьями мы говорили как раз о прощении родителей, о том, как это сложно. Например, простить отца за жестокое обращение с собой, в общем, можно, а как простить ему боль, которую он причинил самому дорогому для ребенка существу — матери? И один священник, росший, кстати, без отца, сказал, что куча нечистот есть у каждого, и каждый волен решать, что ему делать с этой кучей. Не обращать на нее внимание, пытаться замаскировать или отбить запах, ждать другого, кто должен прийти и убрать, все же вычищать понемногу самому, либо, простите, поставить рядом вентилятор.

Если бы текст был на английском, было бы видно сразу то, что почти все герои, о которых шла речь в начале, действовали в прошедшем совершенном времени. Все хорошо у них сейчас, в общем.

Удивительно, но все так давно уже было сказано: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».



Читайте также: Кризис безотцовщины и постсоветская религиозность



Верующие психологи комментируют статью «Выключить вентилятор: о семье и прощении», которая вызвала у ряда читателей сложные чувства.

 

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle