Этой эмоции ребрендинг нужен больше, чем любой другой. Сам термин «гнев» имеет негативное восприятие — как вне Церкви, так и среди верующих. Гнев считается признаком несдержанности, одной из главных греховных страстей. В Писании и у Святых Отцов очень много высказываний о гневе как о крайней опасной, недопустимой и вредной эмоции. «Гнев человека не творит правды Божьей», — говорит апостол Иаков. «Раздражительность есть знак великого возношения», — развивает мысль святой Иоанн Лествичник. Многие отцы дают советы, как избавиться от гнева и стяжать добродетель кротости.
Однако более внимательное чтение Писания и Предание дают нам удивительное открытие. Далеко не всегда гнев осуждается. Тот же апостол Иаков призывает быть «медленным на гнев», а не вообще избавиться от него. Что значит «медленным на гнев»? Сама по себе фраза апостола напоминает методику современных тренингов управления эмоциями. Общее место в таких тренингах — научиться уменьшать скорость между любым внешним раздражителем и своей реакцией на него.
И совсем уже без осуждения о гневе мы находим в Добротолюбии у Аввы Исайи:
«В уме есть гнев по естеству, — и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Но в нас изменился такой гнев на другой, чтоб гневаться на ближнего из-за всяких вещей, ненужных и бесполезных».
Еще более красноречиво пишет святой Иоанн Златоуст:
«Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов — вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас… Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола».
Два гнева?
Получается два гнева — один как грех и греховная эмоция. Второй — естественный, как оружие против дьявола. И он появился не просто так, как и всякая эмоция, он дан Богом.
Но противоречие между греховным гневом и естественным — только кажущееся. Оно разрешается довольно просто. Гнев или агрессия — это одна из базовых эмоций. Как и все эмоции, она дана нам не просто так. А для защиты себя, своих границ. Защиты своих родных и близких и всех, кто нам дорог. Но не только для этого.
Любой из нас время от времени оказывается в ситуации, когда верность нашим принципам проходит проверку на прочность. В христианстве такие ситуации называются искушением, то есть испытанием. Когда появляется возможность незаметно украсть или, как говорят теперь, участвовать в коррупции, когда в отъезде можно закрутить роман на стороне, когда на вечеринке вам подсовывают новую рюмку. Во всех этих случаях нужна та самая сила воли, здоровая злость, необходимая агрессия, которую святой Марк Подвижник называет «естественный гнев».
Иногда гнев называют агрессией. Кстати, у этого термина тоже в основном негативное восприятие. Однако в светской психологии есть более глубокий взгляд на этот термин, во многим схожий со взглядом Святых Отцов. Агрессия — это не когда я сцепил зубы или бросаюсь на кого-то с кулаками. Это вообще любая деятельность, направленная на изменение окружающего мира с целью удовлетворения моих потребностей. Даже когда младенец делает первый шаг — это тоже агрессия. Когда стеснительный ученик заставляет себя поднять руку и ответить на уроке — это тоже агрессия. Когда молодой парень решается подойти и познакомиться с понравившейся ему девушкой на улице — опять она же, агрессия. Как и действие девушки, которая уберет руку парня со своей ноги, если посчитает, что он не должен к ней приставать.
«Гнев — энергия любого действия вообще. Та самая — раздражительная часть души, если в святоотеческой терминологии. Полный отказ от гнева — отказ и от энергии. Который приводит к депрессии», — говорит по этому поводу Александр Ткаченко, христианский писатель и психолог.
Именно поэтому быть в контакте со своим гневом и агрессией полезно. Также важно и различать этот естественный гнев от его ненужного проявления — вспышек раздражительности, которые по неопытности могут полететь в сторону дорогих нам людей.
Главный вопрос — как взять этот гнев в управление? Или, словами апостола, как стать «медленным на гнев» (Иак 1:19), то есть уменьшить скорость реакции между внешним раздражителем и ответом на него.
Есть несколько простых и действенных рецептов.
Как управлять гневом
Первый шаг — отказаться от идеи о том, что всякий гнев является грехом. Другими словами — различать гнев и неуместные проявления гнева. Это важно, потому что каяться в уместных проявлениях гнева — это путь в никуда. Вернее, даже хуже — движение в опасном направлении. Святые прямо говорят: гнев дан нам Самим Богом. Трудно представить себе солдата, который кается и горько сожалеет о том, что командир дал ему автомат. Точно так же и с гневом: если на исповеди или в личной молитве каяться и ругать за себя за гнев — это значит закрыть себе доступ к собственной силе воли и здоровой агрессии.
Второй шаг по управлению гневом — провести ревизию того, как я проявляю гнев. В каких случаях? На кого именно? Что и кто спускает во мне триггер, то есть курок, после которого я могу накричать на людей? На тренингах по управлению эмоциями участники составляют списки таких ситуаций. Это можно делать и самостоятельно.
Немного о личном опыте.
Именно после такого упражнения я заметил, что жду от детей учебы на самые высокие оценки. От коллег — постоянного восхищения своей работой. От жены — тарелки горячего борща и сверкающей чистотой кухни. Но ведь они не обязаны все это делать, правда?
Лично для меня составление списка — какого поведения я ожидаю от других людей — оказалось очень отрезвляющим опытом.
Почему ты разгневался? Так спрашивал Бог у Каина, желая оградить его от крайних проявлений гнева (Быт 4:6). Там же, в самом начале Писания, мы находим первую заповедь об управлении эмоциями — «у дверей грех лежит, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Бог не сказал Каину, что он виноват в том, что гнев появился в его сердце. Он призывал его научиться управлять своим гневом. Именно к этому призваны все христиане — господствовать над своими эмоциями и инстинктами.
Каин так и не ответил на вопрос свыше. И отдал гневу управление собой. Но этот вопрос, который он оставил без ответа, — прямое указание нам, как научиться управлять гневом. Для начала — подробно, глубоко и развернуто ответить на тот самый вопрос: «Почему я разгневался?»
Чаще всего мы гневаемся, потому что люди, с которыми мы общаемся, ведут себя или говорят совсем не так, как мы ожидаем или как мы хотим. Но ведь они ничего не знают о том, как должны себя вести с нашей точки зрения. Более того, никто не обязан вести себя так, как мы от него ожидаем. Простая ситуация: кто-то постится, а кто-то нет. А я ожидаю, что другой человек тоже будет соблюдать те правила питания и ограничения в пище, которые прописывает Церковь. Как вести себя в такой ситуации, описал еще апостол Павел на заре христианства:
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим 14:4).
Неэкологичное проявление гнева
Другими словами, человек сам перед Богом отвечает за свои поступки. Его поступки не должны соответствовать нашим представлениям о том, что плохо и что хорошо. Уже в XX веке такой принцип уважения к свободе каждого предложит основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз:
«Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям, но и вы пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим».
Такой принцип ни в коем случае не значит, что мы должны спокойно смотреть, как на наших глазах кого-то грабят или насилуют. Или когда ваша дочь-подросток хочет остаться на ночевку непонятно где, или в любой другой ситуации, где вы явно видите неизбежность негативных последствий. Речь идет только об управлении гневом. О том, чтобы не ждать от людей поведения в соответствии с нашими представлениями. Каждый человек всегда поступает так, как лучше именно ему. Как он сам представляет это «лучше». Ведь никто не враг самому себе.
Именно для управления гневом дана и другая заповедь — не судите, да не судимы будете (Мф 7:1). Ведь осуждение — одно из наших проявлений вовне, то же действие агрессивной части нашей психики. И это действие может быть греховным, или, если перевести с языка Святых Отцов — ошибочным. Тут уместно снова привести объяснение Александра Ткаченко:
«Само слово «грех» в греческом языке звучит как «амартиа», что означает буквально — мимо цели, промах. Значит, и гнев становится греховным лишь в том случае, если из этого «пистолета» стреляют не по той мишени».
Фактически то, что часто называют грехом осуждения, является неэкологичным проявлением гнева. Неслучайно Христос говорит: «Что ты замечаешь сучок в глазу ближнего, а в своем бревна не замечаешь?» (Мф 7:3). Почти все толкователи говорят о том, что бревно в данной фразе — грех осуждения. То есть привычка держать свое внимание вовне, на поступках других людей — и отказ от ответственности за проявления своих эмоций.
И этому термину действительно нужен ребрендинг. Древнегреческое слово ἡ ὀργή (orgē) значило не только гнев или раздражительность, но и вообще склонность, влечение, нрав, характер. У слова «гнев» слишком плохая репутация. А ведь речь идет об агрессивной части психики, которая имеет множество позитивных проявлений. Ту же силу воли, например. И готовность искоренять в себе деструктивные способы поведения — то, что в православии называется греховными страстями.
Но как бы ни назвать эту силу души, главное — помнить, что она сама по себе нейтральна. Только наше использование может сделать ее плохим или хорошим, полезным или вредным.
А кроме этого осознания нужно еще терпение в процессе самосовершенствования и духовного роста. Если много лет в человеке формировалась привычка неэкологичного проявления гнева, вряд ли она пройдет за один день.