Вера и дети апостола Фомы

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

О жизни знаменитого неверующего апостола рассказывает Ольга Немчикова.

Воскресший Христос предлагает апостолу Фоме удостовериться, что Его раны настоящие

Выражение «Фома неверующий» не знает только ленивый. Идею, что Фома – как раз самый верующий апостол, тоже очень часто транслируют христианскому миру последние десятилетия. Идея эта совершенно логична: например, давайте вспомним, ведь когда Христос отправляется в Вифанию, чтобы воскресить Лазаря, а на Него уже «идёт охота», то именно Фома восклицает: «Пойдемте, умрём вместе с Ним!» Фомы не было с прочими апостолами в те страшные и радостные дни Пасхи, поэтому он узнает главную новость христианского мира чуть позже. Он пережил эти дни в одиночестве, без поддержки друзей – и, конечно, сейчас ему по-человечески банально страшно, что всё окажется ошибкой, и тогда разочарование будет ещё горше. Поэтому ему нужно это материальное подтверждение: увидеть, обнять, вложить персты. Фома не столько не верил, сколько просто очень сильно скорбел. Это так же, как и позже: по жребию, который бросили апостолы, именно ему досталось идти миссионерствовать в далекую, неизвестную и «варварскую» Индию. Фома по этому поводу довольно сильно переживает и страдает. Ему является Христос, Фома укрепляется в вере и отправляется в путь. В Индии, между прочим, он обратил в христианство пять семей самой высшей касты: именно они составили костяк новой Церкви, а индийские верующие до сих пор называют себя «христиане апостола Фомы». О каком уж тут неверии может идти речь.

В жизни Фомы есть огромное, невероятное множество связей «с тем миром». Что-то из них выглядит откровенно апокрифичными историями, что-то нет. Однако они все кажутся совершенно логичными: именно этот человек восклицал: «Идемте и умрём с Ним», именно он требовал «увидеть Воскресшего, чтобы поверить».

О чем же речь?

Как водится почти у всех апостолов, особенно у первых двенадцати, Фома был потомственным рыбаком. Однако при этом он вроде как был и плотником: это известно из жития апостола, в котором сказано, что он нанялся строить дворец реальному историческому лицу, царю Гундофару. Почему «вроде как»? Дело в том, что никакого дворца Фома не построил, а полученные на строительства деньги раздал нуждающимся. Царь довольно предсказуемо пришел в ярость, однако ему является покойный брат по имени Гад и говорит, что есть дворец, не злись, братец. Просто он там, в загробном мире, увидишь после смерти, а пока просто поверь: самый шикарный дворец, какой только может быть на свете. И это всё для тебя твой строитель Фома построил, так и знай. Гундофар так впечатлился, что принял святое крещение и стал христианином. Фома рукоположил пресвитеров и диаконов, а сам отправился дальше: Индия большая (особенно Индия тех времен – тогда эти словом называли не только привычную современную территорию, но и Афганистан, где и правил Гундофар, и Месопотамию), служение еще не закончено.

На юге Индии (уже географически той, которая более привычна нам сегодня) он обращает те самые пять семей, да и прочее множество народу. А дальше, как и многие апостолы, принимает мученическую кончину. Две редакции его житий, сирийская и индийская, разнятся в причинах смерти, однако сходятся во времени и пространстве: город Мелипур близ Мадраса, 72 год от Рождества Христова.

Нас интересует «загробная связь» в житии апостола – к ней и вернёмся.

Царь Маздей крайне недоволен тем, что его близкие и подданные обращаются в какую-то новую веру. Он вызывает Фому, задает миссионеру ряд вопросов и предсказуемо оказывается недоволен результатом. Апостола приговаривают к смертной казни, хотя народ активно просит помиловать его, потому что это добрый и хороший человек. Царь непреклонен, Фома убит копьем и похоронен. И спустя самое непродолжительное время один из сыновей Маздея заболевает, и царь решает, что это наказание за убийство святого. Он идет к могиле апостола – хочет взять его останки, принести их домой и приложить к сыну: то есть, при всех индийских традициях кремации и прочих альтернативных вариантах погребения, внезапно имеем практически традиционно-христианское почитание мощей. Удивительным образом, в гробу никаких останков Фомы нет. Царь не расстраивается и не начинает поисков, относится к пропаже с поистине буддийским спокойствием и, следуя правилам настоящего христианского паломника, берёт с могилы «земельки в мешочке». Приносит ее во дворец, прикладывает к сыну, тот исцеляется. Забавно, что в процессе всего этого мероприятия Маздею ночью во сне явился Фома и спросил: «Что, живому мне не поверил, а мертвому веришь?» Маздей смиренно принял упрёк, а также христианство.

На этом «посмертные приключения» апостола не заканчиваются – его мощи из пустой могилы долгими путями добираются буквально в обратный путь на родину и в ряд прочих стран, а сейчас их частицы находятся по всему свету.

В Индии, известной своим пением и танцами, существует цикл песен о деяниях апостола Фомы. Они были исключительно устной традицией вплоть до XVII века! Некоторые из этих песен и танцев до сих пор исполняются на христианских праздниках. Индийские и сирийские христиане, уже много веков искренне любящие эту традицию, точно исполняют сразу два завета Христа: «будьте как дети» и «ты <Фома> поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle