За месяц до Успенского поста завершается пост Апостольский, и он в сжатом виде содержит историю всей Христовой Церкви: она рождается в день Пятидесятницы, а восходит на небеса в лице Первоверховных апостолов в день их рождения в жизнь вечную – земной мученической кончины.
Похожим образом проходит годичный круг церковных праздников. Успением Пресвятой Богородицы он завершается, а начинается только через месяц – Ее же Рождеством. Это и логично, и гармонично. С одной стороны, церковный год как бы показывает нам историю и образец святости на примере жизни – самой святой из земных жизней, жизни Той, Кого мы и называем Пресвятой, то есть Святой с преизбытком. С другой же стороны – Ее жизнь символизирует жизнь всей Церкви.
О чем идет речь? Христос получил тело, человеческую плоть от Девы, в буквальном смысле пребывал в Ней. Некогда, от Благовещения до Своего Рождества, Он Сам был Ее частью.
То же самое Тело мы принимаем из Святой Чаши в Таинстве Евхаристии, приобщаемся тому же Телу, которое есть Церковь. Богородица – Чаша Неупиваемая, в Которой телом пребывает Господь, Чаша, в Которой пребывает Церковь, то есть все мы. Божия Матерь – Хранительница Церкви.
Плоть Христова освящена Его Вознесением. Тело Его поднялось на небо, а значит, и каждый из нас, его клеточка, в течение всей жизни поднимается к Царствию Небесному.
Предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия – экклезиологии (учения о Церкви) и мариологии (учения о Божией Матери). Апостолы собираются у Ее одра со всех концов земли – подобно тому, как верующие собираются у иконы в ожидании Ее покровительства. Негодующий иудей пытаются повергнуть Ее тело с одра, но после заслуженного наказания кается – и сам становится частью Церкви.
(Потому что ни одна молитва не остается неуслышанной. Дева Мария – своего рода гарант сохранения молитвенной энергии. «Дивен Бог во святых святых» – сила Божья является в Его святых, начиная с Матери.)
Затем, через три дня после погребения, гроб Божией Матери открывают – и тела там нет. Оно взошло на небо. А от этого еще очевиднее наше грядущее восхождение на Небеса.
Никто из нас больше не привязан к земле. Та, Кто держит (со-держит) нас, подобно чаше, хранящей вино и хлеб, свидетельствует об этом. А чтобы еще раз это подчеркнуть, предание дополняется иконографией – уже Сам Христос, принимая как младенца чистую душу Матери, с нею вновь восходит на небо. Вновь в Небесное Царствие входит Христос со Своим Телом и Его Хранительницей. И мы войдем Ее молитвам.