Христианство породило великую культуру: от Данте до Достоевского, грубо говоря. Средоточием, истоком этой культуры была собственно церковная культура: там где Церковь непосредственно являла себя — в храме, в литургической музыке, в иконописи. Это чисто церковная культура тоже, без сомнения, была великой. Однако по мере секуляризации светская культура все более отдалялась от христианства, разрыв между Церковью и культурой становился все больше, доходя до того, что для иных «Церковь» и «культура» стали даже антонимами (как для иных атеистов, так и для иных верующих). Как выглядит сейчас церковная культура? — да и есть ли она вообще? — и если есть, каковы ее особенности, отношения со светской культурой, проблемы, задачи и т. д.?
Архитектура
С. Чапнин в контексте современной российской православной архитектуры смотрит на нашу проблему весьма скептически: архитектура «церковного возрождения» не принесла новых форм ни во внешнем, ни во внутреннем облике храма. Более того, с точки зрения развития архитектуры прошедшую четверть века вряд ли можно назвать возрождением, то есть творческим осмыслением традиционных форм храмового пространства. Это скорее реставрация, более или менее удачное копирование, многочисленные попытки замкнуться в стилистике и формах прежних эпох.
И дело здесь не только и не столько в самой архитектуре. Церковная архитектура тесно связана с пониманием литургии — храм целиком и есть подлинная икона Царствия Божия. Если это понимание «законсервировано», не может быть никакого развития храмовой архитектуры, которая организует и оформляет литургическое пространство.
Тем не менее в последние годы формируется новое отношение к литургии. Об этом свидетельствует не только практика приходской жизни, но и церковные документы. В частности, постановление Архиерейского собора Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии» (2015).
Какие изменения литургической жизни могут стать источником для новых архитектурных форм? Какие тенденции в храмовом зодчестве заслуживают внимания и почему? Что такое приходской храм в современном мегаполисе с архитектурной точки зрения?
Об этом рассказывает Сергей Чапнин — главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары», сопредседатель содружества «Артос».
А что у католиков на постсоветском пространстве?
Католическое храмовое строительство советского и постсоветского периодов — очень молодая тема как в истории Церкви, так и в искусствознании. Далеко не всем известно, что в атеистическом советском государстве храмы все-таки строились, причем их архитектурный облик заслуживает серьезного научного внимания. Что же касается храмов, возведенных уже в России, начиная с 1990-х годов, то, несмотря на разный художественный уровень, уже есть смысл задуматься об активно формирующихся стилистических тенденциях и направлениях, характерных именно для отечественного католического зодчества. Мы поговорим о том, как в России во второй половине ХХ — начале XXI в. решаются главные художественные проблемы храмового строительства последних трех столетий. Должен ли облик храма быть стилизованным в духе традиционных для католического зодчества готики или барокко, либо — основываться на современных архитектурных идеях? Должен ли католический храм встроиться в городской ландшафт или, напротив, выделяться в нем, открыто демонстрируя своим обликом католическую духовную традицию? Наконец, как быть в ситуации восстановления храмов, подвергшихся в предшествующий период переделке в светские учреждения? Стремиться к исторической реконструкции или создавать альтернативное здание в другом стиле, отвечающее духу и стилю современной католической литургики? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в общехристианском контексте развития современной культовой архитектуры, в сравнении с решениями, найденными в православном и протестантском пространстве.
Эти две лекции посвящены современной постсоветской храмовой архитектуре. А вот про современную сакральную архитектуры в общем:
«Как читать современную сакральную архитектуру? Слово в отвергнутом камне». Ольга Щедрина
«Зачем так строить?!». «Нельзя было нормальную церковь построить?». Необычный вид и убранство некоторых современных христианских святынь вызывает множество толков, споров и разделений. Непринимаемые и ругаемые, они в то же время приводят немалое число людей в восторг. Пока некоторые архитекторы, искусствоведы и люди художественных кругов принимают новый храм и даже награждают его званием «архитектурной иконы», — острые на язык критики, журналисты, представители различных приходских и городских сообществ дают зданию совсем другие «клички»: «бункер», «памятник безумию» и так далее… Почему же так происходит? Что таит в себе новый язык сакральной архитектуры? О выразительных средствах, приемах и технологиях, созидающих современное сакральное пространство, расскажет студент-культуролог Ольга Щедрина.
Иконопись
«Современная авторская икона». Ирина Языкова
Сегодня иконописная традиция стремительно возрождается после трагического разрыва традиций. И вполне объяснимо, что ориентиром для иконописцев становится великое прошлое. Однако значит ли это, что мы обречены только повторять созданное нашими предшественниками и не дерзать на собственное художественное высказывание?
Икона — не только достояние прошлого, она продолжает быть живым языком, на котором Церковь несет Благую Весть миру. Среди множества современных иконописцев есть ряд мастеров, которые ищут новые средства выражения для вечных истины, новые возможности в рамках канона. Именно с этим кругом иконописцев связывают понятие «авторская икона», что отражает ведущую тенденцию в иконописании последнего десятилетия.
Музыка
«Современная литургическая музыка: как мы оказались в тупике». Владимир Мартынов
Как обычно, выдающийся композитор и философ Владимир Мартынов, говоря о музыке, говорит о истории и современной ситуации в целом. Он настроен крайне скептически: старое сакральное пространство разрушено, современность характеризуется тотальной обезбоженностью, где никакого церковного пения представить себе нельзя. Мы должны скорее читать Апокалипсис, а не создавать новую церковную культуру.