Совместимо ли христианство с национальным покаянием и коллективной виной

Александр Королев

Преподаватель английского языка, член Преображенского братства, студент СФИ.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В связи со столетием революции стала подыматься тема национального, или всенародного покаяния. Не удивительно, что у этой идеи появились и оппоненты, те, кто не понимает, что значит национальное покаяние, зачем это нужно. Некоторые вообще считают, что подобное просто невозможно. Это, повторюсь, не удивительно. Удивляет другое, что среди тех, кто не понимает и отвергает возможность народного покаяния, встречаются верующие люди, как миряне, так и священнослужители. Вот это действительно странно! Как возможно, будучи христианином, не понимать смысла всеобщего покаяния?! Одна из статей, которая категорически отрицательно относится к данной идее, была опубликована тут. На эту статью был дан, на мой взгляд, хороший ответ, но я хотел бы затронуть еще несколько важных для понимания сути национального или всенародного покаяния аспектов.

Какие главные доводы противников национального покаяния? Каяться можно только за свои грехи. Здесь делается серьезная ошибка, покаяние связывается только с виной. Но в данном случае, когда мы говорим о всенародном покаянии, мы говорим не об общей вине, а об общей ответственности. Понятно, что меня нельзя обвинять в расстрелах на Бутовском полигоне или во взятии Зимнего. Это абсурд. Но несу ли я ответственность за соделанное моими предками, другими людьми, это как-то касается меня? И христианство говорит однозначно – да! Христос приходит в этот мир и крестится крещением покаяния! Он был абсолютно невиновен, Он был единственный, Кто был не в чем невиновен. Но Иисус идет и крестится, беря на себя ответственность за то, что совершили другие, в силу той непреложной связи, которая есть между Ним и всеми людьми.

Matthieu Giralt “Jésus prie”

«Но это нашу боль на себя он принял, на себя страданья наши взял! Мы думали, на него обрушилась кара, мученье, наказанье от Бога, а он был изранен за наши грехи, терпел удары за нашу вину. Муки его принесли нам благо, его раны нас исцелили. Мы все заблудились, как овцы, разбрелись кто куда, но за наши грехи Господь покарал его» (Ис 53:4-6).

Это пророчество еще из Ветхого Завета. Мессия страдает за чужие грехи! Не за свои! Так значит, все-таки в библейском мировоззрения схема “я и мой личный грех” не является единственной возможной?

И мы, если называем себя учениками Христа, то и мы входим в эту ответственность, которая подразумевает ответственность за весь мир, за все мироздание, и уж тем более за ту страну, в которой мы родились и живем. Если мы говорим о сораспятии Христу, если мы говорим о Кресте, то это означает не просто житейские скорби, которые иногда почему-то называют крестоношением и которые есть у всех людей, верующих и неверующих; а это означает вхождение в тайну Креста Христова. И только поэтому мы имеем право ходатайствовать за весь мир, за свою страну в молитве перед Богом. И мы ходатайствуем как за прошлое, так за настоящее и будущее.

Вообще для Ветхого Завета всенародное покаяние – самая обычная вещь, это признает и автор критической статьи Нил Кержаков. В 9-й главе книге Даниила превосходный пример национального покаяния за грехи предков.

(Сразу нужно оговориться, что понятие «нации» довольно позднее понятие, возникшее только в XIX веке, поэтому называть «нацией» израильский народ можно только с известной долей условности, лучше тут использовать слово народ, но в данный момент нам важно говорить именно о всеобщем покаянии, о покаянии по отношению к какой-то общности людей.)

«Прав Ты, Владыка мой, а мы ныне покрыты позором — все жители Иудеи и Иерусалима и весь Израиль: все, кто живет вблизи и вдали, во всех странах, куда Ты нас изгнал за нечестие пред Тобой. О Господь! Позором покрыты мы, и наши цари, и правители, и отцы наши: согрешили мы против Тебя».

«Владыка мой! Прав Ты — но отврати гнев Свой и ярость от города Твоего Иерусалима, от святой горы Твоей. За наши грехи и за вину отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех окрестных народов».

«Так говорил я, молясь и исповедуясь в моем грехе и в грехе всего народа моего, Израиля, и обращаясь к Господу, Богу моему, с мольбой о святой горе Бога моего» (Дан 9:7-8:20).

Но Нил Кержаков совершенно не объясняет, почему нормальное для ветхозаветного народа как некой духовной общности всеобщее покаяние вдруг полностью становится неприемлемым в христианском мире.

К чему призывал народ израильский предтеча Иоанн, а потом и Христос? К покаянию. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие»! Но что здесь означает покаяться? К сожалению, современное, в том числе и христианское сознание очень часто индивидуализировано. Призыв Иоанна и Христа воспринимается просто как призыв покаяться в своих индивидуальных грехах: брось пить, курить, изменять жене и воровать, стать, в конце концов, приличным человеком. Конечно, покаяние включает в себя все вышеперечисленное, конечно, покаяние имеет и личное измерение.  Но в данном случае покаяние нечто большее. Иоанн и Иисус обращаются как лично к каждому, так и ко всему еврейскому народу. Иоанн и Иисус не просто обличители дурных нравов, проблема была не в моральной распущенности Израиля. Вот что пишет о покаянии, проповеданном Христом, известный британский богослов, библеист, историк Том Райт.

«Проповедуемое Иисусом «покаяние» было не регулярным покаянием отдельных грешников, когда они признавали свои грехи и совершали положенные по еврейским обычаям обряды. Те регулярные покаяния могли совершаться в любой момент израильской истории и сами по себе не означали приближения Царства или окончания плена. Они также не предполагали глобальную смену жизненной программы. Призыв Иисуса был гораздо радикальнее. Он не учил людей чаще ходить в Храм, чаще совершать жертвоприношения или тщательнее соблюдать законы ритуальной чистоты. То, что мы называем «нравственным» покаянием, было лишь одной из граней его проповеди покаяния. Подобно Иосифу Флавию, Иисус звал соотечественников внять совету и изменить образ жизни. Иисус не только возвещал Царство, но и звал народ покаяться. Однако его Рассказ имел непривычный для слушателей сюжет. Иисус говорил, что следующая глава повествования – не национальное восстановление как таковое (вопреки обычным еврейским чаяниям), а изменение подхода к национальной идентичности и ожидание иного вида оправдания. «Покаяние» – это то, насколько человек откликнулся на зов».

«Иисусова проповедь покаяния была эсхатологической (она не была призывом реформатора-моралиста). Иисусова проповедь покаяния была политической (Иисус призывал Израиль как нацию отказаться от одной программы и избрать другую программу)».

Поэтому очень странно читать в статье Нила Кержакова о том, что народ или государство никогда не были субъектом в отношении с Богом.

«Так да падет на вас вина за всю кровь праведную, что проливается на земле, от крови Авеля Праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого убили вы между Храмом и жертвенником. Воистину говорю вам, падет все на это поколение. Иерусалим, Иерусалим, что убивает пророков и каменьями побивает посланных к нему! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов к себе под крылья, – но вы не захотели» (Мф 23:35-37).

Христос обращается к современному Ему Иерусалиму и говорит, что на нем, на современном Ему народе будет вина за кровь от самого Авеля! Здесь должны раздаться возмущенные голоса современных христиан: покаяние возможно только в своих грехах!

Но мы видим, что в древнем мире люди видели связь между событиями прошлого и настоящим временем. Люди видели, что неосмысленные грехи прошлого повторяются и в настоящем. Так произошло и в Израиле первого века. Иудеи так и не смогли до конца осмыслить то, что происходило в прошлом, они не смогли принести должного покаяния в убийстве пророков, отвержении Бога и Его Закона. Хотя как-то это и происходило, но, как мы видим, это покаяние было больше внешнее, потому что с двумя новыми пророками, которыми в глазах большинства иудеев были Иоанн и Иисус, иудеи поступили точно также, как и их отцы с прежними.

Значит, как мы можем теперь, резюмируя все вышесказанное, интерпретировать призыв к покаянию Христа и пророка Иоанна?

  • Осмыслите свое прошлое, богоотступничество ваших отцов, которые побивали пророков.
  • Поймите, что Израиль находится на ложном пути, что это путь погибели, это не Божий путь. И только после исполнения этих двух пунктов иудею мог открыться истинный путь, благословленный Богом – это путь следования за Христом. Это покаяние и есть подготовка, «выпрямление пути» к Богу во Христе.

Еще раз повторю мысль, что призыв Христа покаяться был, прежде всего, призывом к народному покаянию. Индивидуальная греховность не стоит здесь в центре. Христос очень мягко относится к грешникам, которые нарушили этические границы Закона: блудникам, коррупционерам. Даже к еретикам и язычникам у Него гораздо более снисходительное отношение, чем к тем, кто воплощает в себе какие-то ложные национальные тенденции и чаяния: саддукеи, фарисеи. Мы видим, что Христу противостоит израильский патриотизм, понимаемый иудеями как национальное превосходство, победа над внешними врагами, чем заражены и Его ученики даже уже после Воскресения.

Андрей Миронов. “Христос и грешница”

«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю»? (Деян 1:6).

Иудеи желали политического, военного превосходства своей стране. При этом они совершенно неадекватно воспринимали свое прошлое, рассматривая его как прошлое чисто героическое.

«Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными»? (Ин 8:33).

Не рабами? А как же плен ассирийский, вавилонский, персидский, плен у династий эллинистических царей?

Также Нил Кержаков далее пишет:

«Если современный человек верит Богу, а его дедушка был комсомольцем, то дедушкиного греха на внуке нет».

Если речь идет о христианине, греха нет, но человек может его на себя взять в любви и свободе. Но точно есть личная ответственность за то, что совершили его предки, что мы уже показывали на примере отрывка из пророка Даниила. И для внука покаяние будет заключаться не в том, что он объявит себя виновным в грехах деда, а в том, что он признает преступления деда преступлениями, осмыслит это как зло, даст твердую нравственную оценку греху предка, и только это будет гарантом того, что последствия этого греха будут исцелены, а иначе будет следующее:
«Так да падет на вас вина за всю кровь праведную, что проливается на земле, от крови Авеля Праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого убили вы между Храмом и жертвенником».

Особенно удивляет утверждение Нила Кержакова.

«История страны, давшей нам православие, — Византии, не знала ни такого чина, ни канона, ни таинства. Мы что, православней Византии?»

Таинства такого, конечно, нет, но то что народное покаяние в Византии было нормой при масштабных бедствиях, вроде набега кочевников – это знают все хоть немного знакомые с историей Византии. Рассмотрим только один пример, приводимый известным византологом XIX века Г. В. Василевским. В XI веке Византия подверглась опустошительным набегам печенегов при императоре Константине X Дуке, и вот что пишет Василевский:

«В Византии был объявлен всенародный пост и покаяние, чтобы умилостивить разгневанное правосудие небесное; крестные ходы в столице повторялись ежедневно, сам император принимал в них участие и плакал в виду сокрушенной толпы».

И, надо сказать, это подействовало. Через некоторое время в стане печенегов начались различные болезни, голод, и они отступили без какого-либо военного вмешательства византийцев.

На Руси также есть пример всенародного покаяния. Во время Смутного времени, после незаконного изгнания в Москву был возвращен патриарх Иов и перед ним было зачитано всенародное покаяние, где были перечислены грехи народа.

Также святитель Тихон, Патриарх Московский призывал в самые тяжелые моменты гражданской войны народ к покаянию.

Москвитин Филипп. Арест патриарха Тихона

В 1918 году святитель пишет послание чадам Русской Церкви.

«…Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших…».

Во время страшного голода он также обращается с призывом к покаянию.

«Зовите народ к покаянию: да омоется покаянными обетами и Святыми Тайнами, да обновится верующая Русь, исходя на Святой подвиг и его совершая, – да возвысится он в подвиг молитвенный, жертвенный подвиг».

Есть замечательное интервью Карла Юнга, данное после войны, в 1945 году.

«Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?». Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение».

Как мы видим, для христианства и для психологии феномен коллективной вины – факт, который не подвергается сомнению.

А вот что пишет величайший русский христианский писатель Ф. М. Достоевский.

«Да еще скажу тебе, матушка, что всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех”. Матушка так даже тут усмехнулась, плачет и усмехается: “Ну и чем это ты, говорит, пред всеми больше всех виноват? Там убийцы, разбойники, а ты чего такого успел нагрешить, что себя больше всех обвиняешь?” – “Матушка, кровинушка ты моя, говорит (стал он такие любезные слова тогда говорить, неожиданные), кровинушка ты моя милая, радостная, знай, что воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват”.

В XX веке были совершены страшные преступления в нашей стране, нашими предками. Имеем ли мы какое-то к этому отношение? Безусловно. Все эти грехи и беззакония как-то отражаются на нас, на тех, кто живет сейчас, или все зло ушло в вместе с теми, кто его непосредственно творил? Конечно, мы не только биологические, но и духовные, культурные наследники наших предков. Какая возможность преодолеть все последствия того зла, которое было в XX веке? Только одна – покаяние. Есть ли у нашего народа другой способ выжить? На мой взгляд, нет.

И здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее: покаяние национальное – личный духовный труд каждого, а не массовая акция, чего нынче весьма боятся. И завершить бы я хотел словами другого великого русского мыслителя Н. А. Бердяева.

«Русская революция и со мной произошла, я за нее ответствен, она есть лишь мой путь и опыт. Я никогда не должен становиться в позу человека, который себя считает пребывающим исключительно в правде, а других — пребывающими во лжи и неправде. Я ничего не должен рассматривать как совершенно внеположное мне. За дело Каина и я ответствен. История и чужда мне, как объективация, как отчуждение, и близка мне, она и моя. Из этого противоречия в пределах нашего мира выйти нельзя. Человек по своей природе и по своему назначению есть историческое существо, он связан не только со всей историей, но и со всей космической жизнью. Спасать, если уже употреблять это выражение, должны не только себя, но и всю историю, и весь мир».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle