Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии».
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «ученик не выше учителя». Мы очень часто слышим эти слова, взятые из Евангелия от Матфея: «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего; довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его».
Это выражение очень часто вызывает некоторое недоумение. Чаще всего мы неспособны понять его смысл. Эта пословица, как и притча о пророке, которого не принимают в родном отечестве, встречается во всех Евангелиях. В Евангелии от Иоанна Господь даже дважды повторяет эти слова. Значит, это имеет какую-то капитальную важность в жизни учеников.
Но в нашем обиходе чаще всего происходит всё с точностью наоборот. Какой может быть прогресс, если следующее поколение не превосходит своих предшественников в области науки, технологий? И даже в области искусства нам кажется, что эта пословица не отвечает элементарным требованиям здравого смысла. Потому что следующее поколение всегда должно добиться большего успеха, больших достижений, чем предыдущее. И мы настолько с этим свыклись, что нам трудно понять, о чем здесь говорит Христос.
В жизни все-таки есть области, в которых понятие «прогресс» не имеет большого смысла. Например, искусство, мудрость, святость. Конечно, с одной стороны, Моцарт должен быть талантливей, чем его отец Леопольд, или если бы Сократ не был бы выше своего наставника Продикоса — то не было бы и гениев. Но тем не менее слова Христа заслуживают особого внимания.
Евангелисты помещают эти слова в самых разных обстоятельствах. Например, в Евангелии от Луки эти слова присоединены к пословице, к притче о слепом человеке, которого ведет другой слепой человек. И поэтому становится совершенно очевидным, что нужно подбирать себе подходящего поводыря. Желательно, чтобы это был человек все-таки зрячий, и чем более зорким он будет, тем лучше для тебя. Поэтому «быть как он», «соответствовать ему» — все расставляет совершенно иначе.
Евангелист Матфей говорит о том, что Христос становится для Своих учеников раввином, учителем, и участь учеников не будет более завидной, чем участь их наставника, самого Христа. Здесь возникает уже тень Креста, смертной муки и дальнейших преследований, которые выпадут на долю христиан.
Евангелист Иоанн приводит эти слова несколько раз. В одном из этих случаев Христос говорит: «вы называете Меня учителем, раввином, и, действительно, Я есть ваш учитель». Тем самым Он призывает учеников сделать все возможное, чтобы Ему подражать. «Если Я, учитель и раввин, умыл вам ноги, то и вы тоже должны умывать ноги друг другу». У непосвященного читателя эти слова, конечно, вызывают удивление.
Кажется, что Христос — обычно Он такой скромный в отношении своих личных качеств — вдруг предлагает Самого Себя в качестве непревзойденного образца для подражания. Здесь, конечно, мы можем найти парадоксальный ответ в Нагорной проповеди, потому что Христос говорит Своим ученикам и тем, кто Его слушает: «если хотите быть совершенными, если вы хотите стать самими собой, достичь степени зрелости, то вы должны стать как Отец ваш Небесный». Поэтому «быть как Иисус» в данном случае означает «быть как Бог». Мы видим, что эта перспектива просто подражать или пытаться достичь какой-то высоты уходит куда-то в бесконечность, потому что быть милосердным, быть совершенным, как Бог, невозможно, но тем не менее это остается как некая главная планка, некий ориентир, который нас сопровождает в повседневной жизни, не только в каких-то высотах умозрения, богословия или молитвы, но и в самых конкретных обстоятельствах повседневной жизни.
Конечно, сегодня нам кажется анахронизмом эта история об умывании ног, но во времена Иисуса Христа и после, в Средние века, например, принимать ванну было уделом только людей больных. А сегодня даже самые простые и самые традиционалистски настроенные старообрядцы принимают душ, и в этом нет никакой проблемы. Ни в каких монастырях больше не умывают ноги гостям, и тем более игумен этого не делает, потому что нет такой необходимости, мир изменился.
Но остаются другие моменты в нашей жизни, в которые мы можем проявить милосердие и служить друг другу, собственно делать то, чего хочет Христос, если мы действительно хотим быть как Он. И в этом, конечно, ученик никогда не бывает выше своего учителя.
Итак, быть как Иисус, быть как Он, быть как наш Учитель означает быть сыновьями, то есть теми, в чьих поступках, в чьих глазах, в чьих словах можно различить образ нашего Божественного Отца.