Продолжаем разговор о депрессии и о том, что с ней делать.
Наверное, нет более обесцененных слов в православной реальности, чем «смирение» и «гордыня». Думаю, где-то к пятому году церковной жизни верующего уже воротит от этих слов, потому что частота их использования просто зашкаливает. Тем не менее эти понятия очень важны для духовной жизни христианина. Их нужно реабилитировать и использовать для помощи, а не манипуляции.
Этимологически слово «смирение» восходит к слову «мера», а не «мир», как многие считают. Раньше оно писалось так – «смерение». Таким образом, смирение (и тогда и сейчас) – это знание своей меры, границ своих возможностей, способностей и даров. А гордыня, следовательно, – незнание своей меры.
Знание меры не ограничивает человека, оно открывает пути расширения этих границ. Тогда как гордыня мешает развитию человека, поскольку не позволяет ему эти границы увидеть, не позволяет человеку расти, создавая ему ложный образ самого себя. Гордый человек – это человек, который считает, что может слишком многое. Когда у него что-то не получается, он впадает в уныние, срываясь на себя, на близких. О связи между гордыней и унынием мы читаем у святых отцов. Гордый человек не принимает себя таким, какой он есть, он живет в определенном образе. А это значит, как бы парадоксально это ни звучало, он не любит себя. И Богу трудно войти в общение с ложным человеческим образом.
Смиренный же человек принимает себя таким, какой он есть. Конечно, не так, как говорят об этом современные психологи. Принципиальная разница в том, что христианин старается различить в себе доброе и злое, принять доброе и попытаться отвергнуть злое. Поэтому смиренный человек любит себя. Принятие себя дает возможность любить себя, а значит, любить ближнего и Бога. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак 4:6). Гордый человек не позволяет никому себя любить, остается во мраке и пустоте. Но нельзя обрести Бога и ближнего, не обретя сперва себя.
Христос в Евангелии говорит: выучитесь научению Моему, ибо Я кроток и смиренен сердцем (Мф 11:29). Именно кротость и смирение позволяли Иисусу быть открытым и послушным воле Своего Отца. Христос не был всегда успешен в своем служении. Иногда Его не принимали и не понимали. Где-то Он не мог совершить никаких чудес, но смиренно принимал Свое бессилие и сокрушался о заблудших душах.
Иногда человеку нужно пережить полное бессилие, осознать свою абсолютную беспомощность и бездарность. Это нужно для того, чтобы понять свою меру и, увидев ее ограниченность, обратиться к Богу.
Так что гордыня и смирение и по сей день очень важные понятия, напрямую связанные с жизнью человека, и важно прорываться к подлинным смыслам, преодолевая все ненужные наслоения, стилизации и предания старцев, для чего тоже, кстати, необходимо смирение и преодоление гордыни.