Шесть воскресений для Бога. Неделя святителя Григория Паламы

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Протоиерей Димитрий Сизоненко о евангельском чтении во второе воскресенье Великого поста. Смотрите или читайте:

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы с вами продолжаем наше поприще Великого поста навстречу Воскресению Христову. Наша вторая остановка, второй воскресный день посвящены воспоминанию эпизода о том, как Христос исцеляет расслабленного:

«Через несколько дней Иисус снова пришел в Капернаум, и в городе стало известно, что Он дома. К Нему собралось столько людей, что не было места даже в дверях. Когда Иисус возвещал Слово, четыре человека принесли к Нему парализованного. Видя, что из-за толпы им не подойти, они поднялись на крышу, разобрали кровлю и спустили сверху циновку, на которой лежал больной. Иисус, увидев их веру, сказал парализованному: «Сын мой, прощаются тебе твои грехи!» Некоторые из учителей Закона, которые сидели там, подумали про себя: «что Он такое говорит? — это кощунство, кто кроме Бога может прощать грехи?» Иисус тотчас узнал, что в их сердце, и о чем они думают. «Что у вас за мысли такие в сердце? — спросил Он. — Что легче, сказать парализованному: «прощаются тебе грехи» или сказать ему: «встать, возьми циновку и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи на земле, — Он обратился к парализованному: — говорю тебе, встать, возьми твою циновку и иди домой! Больной тут же, на глазах у всех, встал, взял циновку и вышел. Это очень изумило всех, и люди славили Бога, говоря: — такого мы еще никогда не видели!»

Ну вот, дорогие братья и сестры, мы благодаря этому Евангелию можем своим воображением, своим каким-то духовным чувством оказаться в Капернауме, городе, где жил Петр, где Христос исцелил его тещу, где Христос был «прописан», говоря нашим языком, где он платил налоги, и поэтому Он действительно оказывается как бы в Своем родном городе, в Своем доме, и соседи узнают, что Он здесь. Конечно, все бегут Его увидеть, с Ним пообщаться, решить свои житейские проблемы, исцелиться, научиться и просто по-дружески, по-соседски провести приятный вечер.

Здесь мы видим сцену, когда четверо друзей приносят своего друга, расслабленного, для того чтобы его исцелили. И, конечно, сама эта сцена кажется совершенно фантастической, невероятной, потому что этот парализованный спускается к ногам Иисуса как deus ex machina: он как на волшебной веревке спускается с неба и падает к ногам Христа на глазах у всей изумленной публики. Конечно, все это очень театрально, потрясает наше воображение. Здесь есть несколько элементов, требующих нашего богословского размышления, которое позволит нам совершить путь к Пасхе с максимальной пользой для нас.

Вы можете обратить внимание, что здесь есть два странных выражения: «прощаются тебе грехи» и синонимичное ему выражение «встань, возьми циновку твою и ходи». Что же легче: сказать парализованному «прощаются тебе грехи» или «исцеляйся, вставай и ходи»? Это вопрос, на который вы, может быть, сразу и не получите ответа, потому что и то, и другое сказать очень трудно, потому что если вдруг это не исполнится, то человек рискует оказаться в очень нелегком положении. Может быть, сказать «прощаются тебе грехи» легче, потому что это никто не может проверить. Потому что, если вдруг болезнь не ушла, то люди увидят, что это были просто пустые слова, сотрясение воздуха. Итак, «что легче?» — это очень большой вопрос.

Но здесь мы видим еще отягчающее обстоятельство: появляется тень этих странных людей, которых евангелист называет «книжниками». Кто эти «книжники»? Книжники — это люди образованные, люди ученые, и поэтому авторитетные люди, в частности, это могут быть юристы, переводя на наш язык, законники. Многие из них были фарисеями, они принадлежали к партии фарисеев, одному из течений иудаизма. Среди них были люди и добрые, и прекрасные, и честные, но большинство из них все-таки были немножко испорчены своим положением, потому что это были люди, имеющие определенную власть и влияние в обществе.

Сначала они присоединяются к фарисеям, пытаясь поймать Христа на каких-то ошибках для того, чтобы в конце концов сдать Его властям, в идеале — избавиться от Него. Потом они присоединяются к первосвященникам уже в тот момент, когда приговор к смерти по обвинению в богохульстве, кощунстве уже фактически вынесен. Поэтому это персонажи, которые всячески ищут, как поймать Христа в ловушку, потому что они хотят от Него избавиться. Это люди коварные, достаточно злые.

И Христос не боится этого, Он приходит в гости (или принимает у Себя гостей), и Его не смущает, что приходят и эти люди. Более того: для них происходит нечто, некое обещание того, что, может быть, они обратятся, раскаются, и для них тоже будет какое-то спасительное общение со Христом.

Итак, что же такого необычного в этом выражении «прощаются тебе грехи»? Очень часто это вопрос, который мы сами себе задаем, ведь что такое грехи? И что означают слова священника: «отпускаются грехи» (или «прощаются грехи»)? Как это все понимать?

В действительности это заимствовано из Ветхого Завета. Может быть, самый яркий образ, который вы можете себе представить: обряд с козлом отпущения, когда на какое-то несчастное животное возлагаются чужие грехи, чужая злоба, которая парализует жизнь сообщества, семьи, клана — от нее нужно как-то избавиться — и поэтому ее нужно возложить на кого-то, чтобы отправить, изгнать вон. Поэтому слово «прощается» можно вернее перевести как «отпускаются» в смысле «произносится отпуст», как на богослужении — «до свидания», грехи уходят, выставляются вон. Благодаря этому происходит некое облегчение, исцеление, и люди могут жить дальше в какой-то новой чистоте и праведности. Это первое замечание: нужно понимать, что такое «прощаются грехи».

Перед этим эпизодом есть четыре других эпизода, где тоже происходит отпущение грехов. Первый из них — эпизод с тещей Петра, которая страдает лихорадкой. Здесь тоже сказано: «лихорадка ее отпускает» (уходит это зло). Точно так же происходит с одержимыми, потому что есть некая нечистота, некий лукавый дух, который человека держит в плену, его тоже нужно изгнать, чтобы человек освободился. Если мы внимательно вчитаемся в каждый из этих эпизодов, то мы увидим, что они расположены по нарастающей.

Что такое грех? Грех — это то, о чем мы предпочитаем не говорить вслух, потому что, если мы возлагаем вину на демонов, то мы тем самым как будто снимаем вину с себя. Поэтому грех — это одновременно и вопрос нашей ответственности, и нашей вины, но, с другой стороны, мы всегда пленники нашего греха.

Даже если мы первый шаг совершаем добровольно, намеренно совершаем какой-то злой поступок, последующая логика событий нас закручивает в спираль, и рано или поздно любой грешник становится пленником, узником своего греха. И вот именно этот момент чрезвычайно важен для Христа. Грех — это одновременно вопрос нашей ответственности, но в Библии запрещено говорить о грехе как о грехе. О грехе можно говорить только в перспективе освобождения или исцеления. Это очень важный урок, который мы должны усвоить. О грехе имеет смысл говорить только в том случае, если рядом есть кто-то, кто готов открыть дверь, для того чтобы выставить вон и исцелить того человека, который нуждается в освобождении или исцелении. Этот тот урок, который сегодня преподносит Христос.

С точки зрения богословских нюансов нужно понимать, что вопрос власти здесь тоже играет свою роль.

Конечно, как и большинство людей того времени, мы с вами считаем, что физическая болезнь может быть связана с грехом, иногда является прямым следствием греха, но именно эту логику Христос не принимает, и Он Своих учеников пытается отучить от этой логики. Если мы видим человека страдающего или человека униженного, то в душе иногда возникает чувство «так тебе и не надо, наверняка ты великий грешник и по грехам своим страдаешь». Именно это Христос не принимает.

Он как раз ориентирует нас в перспективе Ветхого Завета, где в Книге Левит описывается ритуал того, как грехи человека или народа искупаются, и в конце этого ритуала священник торжественно возвещает: за этого человека или за этот народ принесена жертва, и отныне его грехи отпускаются, уничтожаются. Это означает, что отныне тебе никто не вменит вину. Это точно так же, как если мы прощаем какие-то финансовые долги, имеется в виду, что больше мы ничего не ждем, наши счеты сочтены, и человек совершенно свободен.

Может быть, самый главный урок произносится в конце, потому что эта реальность освобождения-исцеления открывает нам еще другую перспективу. Дело в том, что когда в Евангелии говорится «встань» (или «ходи»), — это, конечно, язык воскресения. Всякий раз, когда мы слышим это «встань», — это то же самое слово, что будет применено к Воскресшему Христу. Это идея о том, что человек в этой жизни создан для того, чтобы ходить прямо и ходить перед Богом. Если ты вдруг падаешь — чтобы ты смог встать. Если ты умираешь — чтобы мог воскреснуть, для того, чтобы жить воскресшей жизнью вместе с Воскресшим Христом.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle