Иногда мне хочется запретить молодым людям лет до 20 читать «Древний патерик», «Добротолюбие» или книги из серии «Что посоветуете, батюшка». Сам я крестился в 13 лет. Сперва мне в руки попалась прекрасная книга митрополита Антония Сурожского «Беседы о вере и Церкви» (она до сих пор одна из моих любимых). Я был неофитом и не тогда смог оценить мудрости и такта митрополита Антония. Я полюбил его беседы лишь через несколько лет.
Зато истории о суровой жизни египетских отшельников, мудрые мысли об усмирении плоти и вреде блуда я с восторгом прочитал лет в 13-14. Все бы хорошо, но я влюблялся в девушек, мне снились интересные сновидения, которые заканчивались ночным семяизвержением.
Поскольку в моей голове уже большое место занимала концепция греха, то я шел к священникам, и некоторые из них предлагали мне бороться с искушениями. То есть больше читать.
В результате годам к 16 я неплохо разбирался в агиографических текстах (что хорошо, так как я стал филологом и специалистом по древнерусским житиям), и считал, что на девушку надо смотреть как на «сестру по вере». А вот это уже плохо, поскольку мне несколько лет не с кем было поговорить о сексе и отношениях с противоположным полом. В 90-е годы интернета не было, а репринтные издания православной литературы рассказывали мне о «грехе касания» и тому подобных вещах, которые очень сильно били по мозгам. В моем лексиконе пару лет не было слов «влечение», «интерес к противоположному полу» или там «ухаживание». Вместо этого внутри меня был огромный плакат со словами ГРЕХ И УЖАС.
К счастью, через пару лет в моей жизни появился замечательный человек (Никита, привет), который давал мне почитать хорошие книжки, разговаривал со мной и постепенно убирал мои страхи. Без него я бы пошел в какую-нибудь «школу звонарей» и до сих пор пугался бы девушек и думал, что христианство — это вера вечно угрюмых пионеров, которые падают в обморок при слове «сиськи».
Влюбленность — дар, женщина — творение Божие
Моя первая сильная влюбленность накрыла меня лет в 20, и это был достаточно сложный опыт. К счастью, в то время я уже знал таких прекрасных батюшек, как отец Александр Борисов и отец Георгий Чистяков, к которым можно было прийти и посоветоваться. А потом я прочитал беседы митрополита Антония Сурожского о христианском браке. В этот момент я понял, что слово секс — не ругательство, что поцелуи с противоположным полом — это не страшный грех, а один из величайших подарков Христа нам. Я понял, что женщина — это не сосуд греха или набор отверстий, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности, а прекрасное, восхитительное, сложное, великолепное, потрясающее творение Божие, находясь рядом с которым нормально испытывать желание. В этот момент нужно не падать в обморок и не рассказывать пошлые анекдоты про поручика Ржевского, а радоваться тому, что рядом с тобой находится такой замечательный человек. С ним можно целоваться, дарить цветы и делать еще много самых разных интересных вещей.
Секс — не цель, а средство
Кстати, секс это не цель отношений, а средство. Вообще, природой создано множество более простых способов сексуальной разрядки. Например, собственное воображение и руки или просмотр фильмов соответствующего содержания, или просмотр таких киношедевров как «Запах женщины» или «Римские каникулы», или чтение стихов Маяковского.
Стоит немного расширить свой кругозор, набраться психологического опыта, и отношения между мужчиной и женщиной уже не вписываются в простую парадигму «грех» — «добродетель». Проще говоря, с проблемами в отношениях с противоположным полом нужно идти к хорошему психологу, старшему товарищу, родителям (если с ними есть доверительные отношения), а уж потом к священнику. Причем не к первому попавшемуся, а к тому, кому ты доверяешь.
В противном случае подросток и молодой человек может получить нехитрый набор штампов, открывающихся фразой «мастурбация – грех» или «прикасаться к девушке можно только после венчания». Хотел бы я посмотреть на таких специалистов в области бесконтактной влюбленности. Некоторые взрослые мужчины в рясах почему-то уверены, что любой поцелуй или прикосновение непременно заканчиваются постелью, а поэтому старательно пугают подростков на исповеди. Пользы от этого никакой, юноша все равно найдет способы удовлетворения своих потребностей, а вот доверие к Церкви подрывается моментально. Мне потребовалась пара лет, чтобы найти нормальных священников, и я до сих пор преодолеваю какие-то свои юношеские стереотипы, связанные с сексом. Надеюсь, успешно.
Вальтер Тробиш прекрасно умел говорить с подростками о сексе и любви с христианских позиций — его книги можно прочитать здесь.
Больше материалов о христианском отношении к сексу — здесь.
Статьи по теме:
Владимир Стрелов «Мальчик, молитвослов и семья»
Священник Максим Бражников «О евангельских аксиомах любви»
Наталья Холмогорова «Не “Кто виноват?”, а “Что делать”?»
«”Только не переступайте грань!”. Исповедь и разрушенный брак» — анонимное свидетельство