Секацкий: главный современный русский философ о христианстве

Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Александр Секацкий — вероятно, самый крупный современный русский философ. Пишет на самые разные темы; единство его творчества скорее не в темах, а в форме, стиле, методе: блестящая проза, парадоксальное, изощренное, остроумное, неожиданное мышление. Посмотрим, что он писал о христианстве и в связи с христианством о вопросах экономики и политики, науки и техники, страдания, свободы, телесности, аскезы и т. д.



Дезертиры Ñ ÐžÑ Ñ‚Ñ€Ð¾Ð²Ð° Сокровищ«Дезертиры с Острова Сокровищ» — утопия Секацкого, написанная в художественной форме. Маргиналы, «арт-пролетарии», члены «городских племен» стихийно восстают против потребительского Вавилона. Они уходят из товарной экономики и создают экономику дара прямо посреди «городских джунглей». Книга имеет христианское завершение: «нестяжатели» понимают, что исток их дела — в Новом Завете.

«Где сегодня дьявол нашел себе самое надежное убежище. Не в капище и не на кладбище — представляю себе, как он радуется, когда подобные сказки рассказывают детям. Его логово, убежище, его штаб-квартира — в супермаркете. Потребительский рай — вот как называется земная проекция его ада. И это то место, где человек незаметно, но зачастую, увы, непоправимо расстается с душой. Я благодарен вам за то, что вы открыли мне эту истину, которая всегда ведь была истиной Иисуса.

Даже та очевидная вещь, что принципы нестяжательства не просто не противоречат Новому Завету, но и напрямую основываются на нем, пришла в голову далеко не сразу, а иерархам церкви она пришла в голову в последнюю очередь. Уж больно нелегко дается узнавание: профессионалы ожидания придумывают множество примет, составляют коллективный портрет грядущего избавителя, который, несомненно, должен быть мудр их мудростью (не зря же они всю эту мудрость усваивали), а тут под ногами всякий сброд шатается, смущает паству… Сам Иисус немногое сказал о грядущих воспреемниках Его истины. Но кое-что все-таки сказал: “И последние станут первыми”. Это горькая истина для всех иерархов, поскольку в своей отрицательной форме она означает, что первенствующие в хрониках мира сего ни при каких обстоятельствах не будут первыми в Его Списках».



Ð Ñ Ñ‚Ñ€Ð¾Ð½Ð°Ð²Ñ‚Ð¸ÐºÐ° ÐšÑ€ÐµÑ Ñ‚Ð°Статьи Александра Секацкого, так или иначе связанные с христианством:

АСТРОНАВТИКА КРЕСТА. Христианство породило «фактичность факта» (факт Воскресения Иисуса). Изобретение факта позволило христианскому миру породить науку и технику — в частности космическую ракету.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. В этом эссе Секацкий развивает мысли, намеченные в «Астронавтике Креста»:

«Ракета, стартующая с космодрома, выбрана не случайно, мы еще увидим, что космический полет есть прямое богословское действие, хотя и далеко отстоящее от канонического богословия первых веков христианства» — это (основание Факта и следующие за ним наука и техника) лишь один из примеров «прямого богословского действия».

Собственно «третья ступень» — представляет собой «отрыв существа, именуемого человеком от гравитации тела». Первой ступенью антропологической ракеты был собственно антропогенез, отрыв от животного, второй — христианство, изобретение факта и субъекта. Третья ступенью будет — сборка нового тела, выполнение задачи, поставленной христианскими аскетами. (Первая — отрыв от тела вида, вторая — от тела социума, третья будет просто отрывов от тела как такового.)

КИБЕРПРОСТРАНСТВО И ПРОБЛЕМА СПАСЕНИЯ. Это эссе является вариантом «Третьей ступени» (или наоборот). По Секацкому, задачу, поставленную христианскими аскетами, решает киберпанк.

РЕВИЗИЯ ТЕЛА И СИТУАЦИЯ СОВРЕМЕННОСТИ. И снова здесь Секацкий задается вопросами связи христианства, науки, техники в перспективе пересборки тела. Цитата:

«Только христианство санкционировало науку как новую форму знания, оно же определило феномен прогресса, немыслимый для традиционных способов трансляции знания-мудрости. Точно так же идея меняющегося, все время обновляемого тела, является сущностно христианской, хотя и сегодня ее реализуют последние мира сего: киберпанки, представители других радикальных субкультур».

О СВЯТОЙ ПРОСТОТЕ И ДЬЯВОЛЬСКОЙ ИЗОЩРЕННОСТИ. И опять Секацкий рассуждает о новациях, внесенных христианством в мир (факт, техника, субъект), но здесь уже не в оптимистических тонах: рассматриваются угрозы, таящиеся в этих новациях для «человеческого в человеке».

КТО ВОССТАНЕТ ИЗ ЗВЕЗДНОЙ ПЫЛИ? Секацкий в этом эссе диагностирует исчезновение сверхъестественного в современности и синтез сверхискусственного (на примере «Звездных войн»).

ТЕОЛОГИЯ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ. Обзор творчества Ларса фон Триера. Секацкий рассматривает Триера как несомненно христианского художника в самом серьезном смысле этого слова.

ПУСТЬ ПОМОЛЧАТ. Здесь Секацкий анализирует феномен «моральных ток-шоу». Секацкий считает их пределом порнографии: «обнажение срамных частей души».



Читаем Ð²Ð¼ÐµÑ Ñ‚Ðµ: Блез ÐŸÐ°Ñ ÐºÐ°Ð»ÑŒ Â«ÐœÑ‹Ñ Ð»Ð¸Â»

«Читаем вместе: Блез Паскаль «Мысли»

Два современных русских философа, Марина Михайлова и Александр Секацкий, читают «Мысли» Паскаля — одну из главных христианский книг.

Вообще этот выпуск приурочен к окончанию сезона нашего Лектория; в этом году мы много приглашали Секацкого к нам. Вот записи этих встреч:

Страдание и Ñ Ð¿Ð°Ñ ÐµÐ½Ð¸Ðµ: Ð¼ÐµÑ‚Ð°Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ñ‡ÐµÑ ÐºÐ°Ñ Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð½Ð° Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð°«Страдание и спасение: метафизическая истина христианства»

Александр Секацкий — один из главных современных русских философов — сравнивает путь Иисуса и путь ницшевского Заратустры, находя меж ними много общего, считая, однако, что путь Иисуса — радикальней, «беззаботней» пути Заратустры. С одной стороны, христианство учит легкости: «бремя Мое легко», «не заботьтесь о завтрашнем дне»… С другой стороны — оно призывает испытать всю полноту страданий, чтобы обрести спасение. Как соотносятся простота и легкость и необходимость выстраданности?



Человек: между Ñ Ð²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð¾Ð¹ и фатализмом«Человек: между свободой и фатализмом». Встреча со священником Дионисием Хариным.

Без человеческой свободы мир не интересен Богу и, в сущности, не стоит творения. Но в диапазоне допущенной и отпущенной свободы нет ничего важнее суверенного выбора личности. Отказ от выбора означает и отказ от спасения. Как решает эти дилеммы христианство и европейская метафизика?



Феномен Ð²Ð»Ð°Ñ Ñ‚Ð¸: Ð¸Ñ Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¸ Ñ Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñ Ñ‚ÑŒ«Феномен власти: история и современность». Встреча со священником Дионисием Хариным.

Многие христиане убеждены, что всякая власть от Бога, поэтому наиболее подходящая форма правления — единоличная власть царя. Он помазан Богом. Так ли это? Откуда пошла власть согласно Священному Писанию? Кого уважать, а кого бояться?

Разговор о синтезе новой телесности в виртуальном пространстве и сравнят это явление с тем, что вкладывали в понятие «тело» в Ветхом Завете.



Проблема Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑ ÐºÐ¾Ð¹ Ñ‚ÐµÐ»ÐµÑ Ð½Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸ в Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ðµ и в ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñ ÐºÐ¾Ð¹ метафизике«Проблема человеческой телесности в христианстве и в европейской метафизике». Встреча со священником Дионисием Хариным.

Разговор о человеческой телесности неизбежно наталкивается на альтернативу: тело можно рассматривать как темницу души, как плененность духа материей или же, напротив, как удивительный дар. Существует тезис Макса Шелера «душа — это смысл тела», который разделяла вся немецкая антропология до Хайдеггера. Какой акцент мы видим в Ветхом Завете? Собирание праха — то есть возвращение прежней телесности. В Новом Завете с его ключевой идеей преображения акцент ставится на мысли «Я дам вам новое тело». Знамение же современности синтез новой телесности в виртуальном пространстве.



От античной идеи Ñ Ñ‡Ð°Ñ Ñ‚ÑŒÑ Ðº Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð¹ идее Ñ Ð¿Ð°Ñ ÐµÐ½Ð¸Ñ «От античной идеи счастья к христианской идее спасения». Встреча со священником Дионисием Хариным.

Большинство полагает, что «у каждого свое счастье», но немногие согласятся, что «у каждого своя честность» и «своя честь» — для эллинов эти тезисы были равноценны. Что же случилось и идеей счастья? Как обстоит дело с достоверностью счастья сегодня? Есть ли у человека право на счастье? Возможна ли полная ответственность за собственное счастье (или только за собственное несчастье)?



Ð’ чем Ñ Ð¼Ñ‹Ñ Ð» Ð°Ñ ÐºÐµÐ·Ñ‹ и что такое Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ ÐºÐ¸Ð¹ подвиг«В чем смысл аскезы и что такое христианский подвиг». Встреча со священником Дионисием Хариным.

О том, что такое христианская аскеза с точки зрения философии.

На лекции будут рассмотрены такие темы:

– понятие аскезы. Смысл аскезы в мире, где властвует Дух Тяжести (Ницше);
– аскетическое и теоретическое, на чем основано их сопоставление;
– христианский подвиг как духовная практика;
– полнота присутствия в мире в аскетическом формате.



Кто вы, Ð¼Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÑ€ Иуда?«Кто вы, мистер Иуда?». Встреча со священником Димитрием Сизоненко.

Облик Иуды, описанный в Евангелиях, парадоксален, и споры об этом человеке не прекращаются уже не одно тысячелетие. В Евангелии от Иоанна говорится: «Я не говорю вам больше рабы, но друзья», — прекрасные, вдохновляющие слова. Но единственный ученик, к кому Иисус лично обращается как к «другу», — Иуда. В момент ареста: «Друг делай, ради этого ты и здесь». Есть такая гипотеза: Иуда замечательный, заслуживает доверия, раз уж ему доверили кассу и даже миссию предать Христа. Иисус хочет, чтоб Его поскорее предали на смерть, и для этого выбирает одного из учеников. Бедный Иуда, ему пришлось выполнять грязную работу. Эту идею повторяют некоторые экзегеты, и Никос Казандзакис в романе «Последнее искушение Христа». Но логически так мы приходим к какой-то садомазохистской дружбе.

О парадоксах-экивоках дружбы, о связи между дружбой и искушением, о природе предательства, о предопределении и свободе выбора наш разговор.



И напоследок — Александр Секацкий рекомендует лучшие книги о вере аудитории “Предания.ру” — и книги весьма неожиданные! Смотрите или читайте.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle