Есть ли еще в истории люди, в таком объеме получившие всемирную славу и обожание, смогшие позволить себе практически все на свете и достигшие этого своим трудом? И ставшие инвалидами в зените своей славы? И не потерявшие веру из-за этого ни в человечество, ни в себя? Что ж, первых было не так уж мало. Со вторыми сложнее. А вот сочетала в себе и одно, и другое, и третье, наверное, только Сара Бернар.
Сара Бернар родилась в 1844 году в Париже. Отец ее неизвестен, мать — Юдифь Бернар, до приезда во Францию бывшая модисткой, а после ставшая (назовем это красиво) куртизанкой. Сама Сара была не очень-то и нужна беспутной матери, все время порхавшей среди бесчисленных любовников, и поэтому была еще младенцем отправлена с няней в Бретань. Неизвестно, сколько бы она провела там времени, но в четыре года происходит несчастный случай: у малышки, близко подошедшей к камину, загорается платье, и, наверное, она бы умерла, если бы не помощь соседей. Тогда мать приехала и забрала ребенка в Париж. Впрочем, ненадолго хватило материнской любви — Сару вновь отдают на попечение теперь уже другой няни. Но и тут происходит несчастный случай: однажды она падает из рук няни и ломает руку и ногу. Мать вновь забирает девочку к себе, но опять ненадолго. Выясняется, что ребенок не только не умеет ни читать, ни писать, ни считать, она вообще не знает, для чего это нужно. Тогда Сару отдают на два года в частную школу мадам Фрессард.
И вновь непонятный случай. На один из спектаклей, где была занята девочка (а театр — это была практически единственная ее любовь), приходит Юдифь, и Сара, со сцены встретившись глазами с матерью, от волнения забывает весь текст, и на всю жизнь в ее душе поселяется жуткий страх сцены (да-да, даже тогда, когда она станет знаменитостью, он никуда не денется).
В девять лет Сару отдают в частный пансионат. Надо отметить, что в детстве девочка была очень болезненной, невероятно худой и постоянно кашляла. Врачи предрекали ей скорую смерть, ребенок знал об этом, а любимой ее игрушкой был… настоящий гроб, стоявший дома. В нем девочка любила проводить время (а вы говорите — «Семейка Аддамс», намекая про детские странности, ха!).
Однажды мать в присутствии близких заявила, что девочку надо побыстрее выдать замуж, на что та без промедления ответила экспромтом, что она отдана Богу и будет монахиней. Сцена была настолько сильна, что не увидеть великий актерский дар не смог бы только слепой.
В то же время она впервые попадает в «Комеди Франсез» — и все, участь ее решена.
Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни.
Из книги «Моя двойная жизнь»
В 13 лет она поступает в консерваторию, куда готовит ее сам Дюма-старший, и занимается там до 18 лет, а по выходе выступает в театре «Комеди Франсез», так покорившем ее когда-то. Правда, тогда на ее выступления никто особого внимания не обратил, а критики вообще были уверены, что перед ними «звезда на один день», о которой все забудут. Да и, если честно, там она надолго не задержалась. Произошел конфликт с главной актрисой театра, позволившей гневную реплику в адрес младшей сестры Сары, та ей дала пощечину и была уволена.
Последовали четыре года, меньше всего известные биографам Сары Бернар. Мы знаем лишь, что в то время, полное душевных метаний и сомнений относительно своего актерского таланта, рождается единственный сын Сары, Морис.
В 1866 году она подписывает контракт с театром «Одеон», где работает, как одержимая, в течение шести лет. Именно эти годы огромного труда принесут ей успех. Ее первой удачей была роль Анны Дамби, написанная Александром Дюма — отцом. В том же году она сыграла там роль Корделии в «Короле Лире». Однако величайший триумф Бернар пришелся на 1869 год, когда она сыграла менестреля Дзанетто в одноактной пьесе молодого драматурга Франсуа Коппе.
В 1870 году, во время франко-прусской войны, она организует госпиталь прямо в театре. А в 1872-м, когда возвращается в «Комеди Франсез», ее ждет триумф.
В 1876 году умерла мать Сары. В тот год репутацию Бернар как роковой женщины укрепил скандал: два журналиста были вызваны на дуэль двумя джентльменами, защищавшими ее честь.
Также в этот период она переехала в собственный недавно построенный большой дом. Знаменитые друзья-художники, такие как Гюстав Доре и Жорж Клерен, покрыли стены дома аллегорическими фресками. Начинался новый, богемный образ жизни.
В отличие от других знаменитых салонов Европы второй половины девятнадцатого века, главной достопримечательностью ее салона были не гости, а сама хозяйка. Среди ее друзей были писатели Жорж Санд, Виктор Гюго и Пьер Лоти, художник Гюстав Моро, драматурги Жан Ришпен и Жюль Леметр.
В начале 1880 года Сара Бернар рвет контракт с театром и набирает собственную труппу, с которой и уезжает с гастролями в Европу и США.
В 1882 году Сара познакомилась с Аристидисом Дамалой, офицером греческой армии, который был моложе ее на двенадцать лет, и они поженились. Забегая вперед, скажем, что брак не был особо счастливым, да и сам Дамала умер в 1889 году от передозировки морфием. К Саре относились в то время уже как к королевской особе, и она получала почести от высшей знати. Она была принята в высших кругах Италии, Испании, Австрии и России.
В 1889 году она исполняет специально написанную для нее роль 19-летней девственницы Жанны д`Арк. Ей исполнилось уже 45, а за несколько месяцев до этого она стала бабушкой! Надо ли говорить, что та роль тоже прошла для нее с триумфом.
В конце 1882 года Бернар вернулась во Францию из своего мирового турне как самая богатая и популярная актриса того времени. Ее собственный капитал составлял 3,5 миллиона франков. Она могла себе позволить самые новаторские постановки, но к концу века долги в ее театре дошли до 2 миллионов франков, и она решила арендовать государственный театр.
Самый большой триумф там был достигнут благодаря ее роли в «Эглоне» Ростана в 1900 году. Одетая в военную форму, она играла роль семнадцатилетнего сына Наполеона. Постановка была приурочена к большой парижской выставке, которая привлекала в город толпы людей и поощряла патриотический дух французов. Сара дала двести пятьдесят последовательных представлений «Эглона», чем заслужила почтение как национальная героиня.
В 1905 году во время американского турне Сара Бернар попадает в автокатастрофу, повреждает колено, что приводит к ампутации ноги через десять лет. На этом месте, думаю, кто-нибудь воскликнет: «Да какая же она инвалид? Зачем стоило писать о ней в нашей рубрике?».
На это я отвечу так: тише, тише!
Прежде чем шуметь, представьте себе, во-первых, что должен чувствовать человек, познавший обожание всего мира. Вы думаете, ему легко было смириться с не самыми благообразными обстоятельствами? Во-вторых, этот человек был женщиной, а значит, более щепетильным к вопросам, касающимся тела. А, в-третьих, дело происходило более ста лет назад, когда об инвалидах практически никто ничего не знал (о них и сейчас, в XXI веке, знают очень мало, говорю со всей ответственностью).
Вы думаете, ему легко было смириться с не самыми благообразными обстоятельствами? Во-вторых, этот человек был женщиной, а значит, более щепетильным к вопросам, касающимся тела. А, в-третьих, дело происходило более ста лет назад, когда об инвалидах практически никто ничего не знал (о них и сейчас, в XXI веке, знают очень мало, говорю со всей ответственностью).
А она смирилась со своим положением, не ушла в затвор, а снималась в кино и выходила на сцену до 1922 года, и ушла с нее за год до смерти.