Набирает силу вторая волна коронавирусной инфекции. Пусть не идет речи о закрытии храмов, имевшем место в начале пандемии. Но многие миряне добровольно или вынужденно отказываются от посещения церкви и вспоминают о практике домашнего богослужения.
Как правильно его совершать?
С первых веков христиане стремились молиться в собрании (церкви) с предстоянием священника или епископа. Общее молитвенное дело (Литургия) служило и служит сердцевиной церковной жизни. Однако потребность в богослужении, совершаемом мирянами без священника, существовала задолго до пандемии COVID-19. В древности причиной тому могла быть уединенная отшельническая жизнь, в позднейшее время — физическое отсутствие священников либо недоверие пастырям господствующей церкви (в среде старообрядцев или катакомбников).
Есть определенные принципы адаптации богослужебных текстов для молитвы мирян. Зная эти не слишком сложные правила, вы сможете использовать для келейного чтения тексты большинства богослужений суточного круга.
Допустим, вы привыкли посещать вечернее богослужение накануне Причастия, но в период пандемии предпочитаете помолиться дома. Просто возьмите текст соответствующей службы «на ряду» (например, с сайта последование.рф) и читайте его в соответствии с этими правилами, пропуская либо видоизменяя возгласы священника и диакона.
Итак. Благословения и возгласы, произносимые священником в утвердительной форме, мирянин заменяет на прошения. Например, начальное благословение (первый возглас священника на любой службе) заменяется просьбой:
«Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
Это же прошение можно произносить вместо священнических возгласов по окончании ектении и в других местах богослужения. Священнический отпуст в конце службы тоже может быть произнесен мирянином в виде просьбы:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
Дьяконские возгласы на ектениях нужно пропускать, и тогда от ектении остаются только произносимые мирянами прошения «Господи, помилуй». Вместо самой длинной (сугубой) ектении «Господи, помилуй» произносится 40 раз, вместо великой (мирной) и просительной ектении — 12 раз, вместо малой ектении — 3 раза.
Согласно Типикону, допускается произнесение мирянами некоторых священнических возгласов и молитв:
«Слава Тебе, показавшему нам свет», «Свят Господь Бог наш…», «Бог Господь и явися нам…».
Эти относительно простые правила применимы ко всем богослужениям, кроме главной службы суточного круга — Божественной Литургии. Без священника эта служба не совершается вовсе, а заменяется специальным чинопоследованием, называемым «Изобразительны» (в просторечии — «обедница», то есть служба, заменяющая Литургию — «обедню»).
Современная практика прочно закрепила включение в состав обедницы изменяемых частей Литургии (таких как тропарь праздника, чтение Священного Писания с прокимном и аллилуиарием, блаженны, праздничные антифоны и др.) Объем этих включений и способы их вставки в службу Изобразительных имеют широкие вариации; единых правил на этот счет пока не выработано. Актуальность мирянского богослужения и необходимость его осмысленной унификации озвучивалась в последние годы на самом высоком церковном уровне. Однако составление мирянских служб и по сей день носит характер широкого и не слишком упорядоченного движения «снизу».
***
Предлагаемые вам чинопоследования часов и обедницы «на ряду» предназначены для мирянского богослужения в определенный воскресный или праздничный день. Накануне каждого из таких дней мы планируем выкладывать новые тексты соответствующих служб.
Службы составлены по тем же правилам, что и мирянские богослужения пасхального периода с официального сайта Московской Патриархии (выложенные весной текущего года во время жестких карантинных ограничений «первой волны»). Включенные в службу фрагменты Литургии составлены по Богослужебным указаниям Московской Патриархии (и частично заимствованы из открытых источников).
Дизайн последований позволяет использовать их как в частной, так и в коллективной молитве (например, в формате видеоконференции). Для второго случая предусмотрена разбивка текста на «роли» чтеца, хора и общенародного пения (хотя для чина Изобразительных такое деление нужно признать весьма условным). Выделенные красным цветом и особым шрифтом уставные пометки не предназначены для чтения, но могут пригодиться для повышения литургической грамотности.
Тексты молитв составлены с надеждой, что вы вспомните в них и вашего покорного слугу.
Специально для фонда «Предание» — пономарь храма мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кокошкине Григорий Шеянов