Наступил Новый год, самый главный праздник для большинства россиян. Что же люди празднуют, отмечая его? Наверное, это праздник надежды. Надежды и веры в чудо и счастье. Ведь все люди ходят чуда и счастья в их жизни. Поэтому Новый год вполне можно считать христианским праздником, и даже поздравлять всех Надежд с именинами!
И всем христианам надо не чураться этого праздника, а наоборот, идти в светские компании, к родственникам и говорить им о подлинной надежде. Ведь проблема в том, что у людей неверующих надежды ложные, иллюзорные. Вообще, как говорится, если ты не можешь какое-то безобразие предотвратить, то надо его возглавить. Проверено временем. Именно так и появилось празднование Рождества, которое мы скоро будет встречать. Ведь изначально его не праздновали, оно появилось довольно поздно, в Восточной церкви вообще в IV веке. Изначально это был языческий праздник зимнего солнцестояния. Но христиане его воцерковили, и Рождество стало одним из самых любимых церковных праздников.
То же самое можно сделать и с Новым годом. Мы же действительно ждем все новое. Христианство – это вера новизны и обновления. Христос говорит: «Се, творю все новое». Христос именуется новым Адамом. Писание говорит нам, что скоро будут новые небеса и новое небо. Все старое и ветхое уйдет и будет новый мир. Именно новый мир, Царство Божие, и пришел возглашать и претворять в жизнь Христос.
Поэтому и для нас каждый Новый год – это приближение к Пришествию Христа! Мы на один год стали ближе к Царству Небесному! Мы на один год стали ближе к окончательной победе над смертью, к воскресению мертвых, к торжеству любви и света! Не будет войн и болезней, смертей и расставаний, и все это стало ближе, ближе на один год! Какой замечательный праздник!
В раннехристианском произведении «Дидахи» есть такие строчки, заканчивающие анафору. В переводе Павлова они звучат так: «Да сгинет этот мир»! В более старых переводах стоит слово «прейдет». Смысл тот же, но слово «сгинет» лучше передает настроение ранних христиан, их эсхатологическое напряжение. Еще на один год мы стали ближе к тому моменту, когда этот мир сгинет. Сгинет мир, полный зла и греха, он преобразится в новый, где земля и небо сойдутся вместе, где последний враг смерть будет побежден навечно.
К сожалению, со временем христиане потеряли это эсхатологическое напряжение. Они стали смотреть не вперед, а чаще стали оглядываться назад. Их надежда оказалась где-то сзади, в каких-то древних временах. Более того, христиане стали бояться конца света! То, чего ранние христиане ждали с таким напряжением, это стало страшить последующие поколения верующих! Я сам, помню, читал всякие благочестивые книжки, где говорилось, что не дай Бог нам жить в последние времена. Ранние христиане в эти последние времена мечтали жить, а поздние мечтали их отодвинуть подальше. Не удивительно, что книга Дидахи оказалась утерянной на многие века. Ведь со временем церковь очень срослась с этим миром, ей уж очень не хотелось, чтобы этот мир сгинул. Наоборот, она пыталась очень этот мир утвердить, и хорошо в нем устроиться.
Но прежний мир сгинул. Период государственной церковности канул в лету. Сейчас новая реальность. И поэтому снова становится актуальной эсхатология. Церкви нужно было убедиться за эти 2000 лет, что ее попытка утвердиться в мире оказалась неудачной, потому что сам этот мир – неудача, и требует исправления и обновления.
Поэтому хочется всех поздравить с Новым годом, с приближением еще на один год к Царству Небесному. Хочется всем пожелать подлинного обновления своей жизни в новом году. Чтобы неверующие люди встали на путь веры и любви, обрели новую жизнь. Чтобы у верующих их церковная жизнь не застаивалась, а продолжала обновляться, и они возрастали в любви и в дарах Духа, чтобы все отпавшие, расцерковившееся, потерявшие веру, находящиеся в духовном кризисе, снова обрели вдохновение и радость, вернулись бы к Богу и Его Церкви. Все это возможно в новом году.
Маран-афа!