Про тщеславие

Марина Филоник

Православный практикующий психолог, сертифицированный психотерапевт. Специализируется на индивидуальной психологической работе со взрослыми.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

“И если я вхожу в этот взгляд Божьей любви, если я могу проживать, что я просто драгоценен и любим сам по себе, то это тоже может исцелять мою раненость и делать более независимым от оценки других людей”.




Сегодня мы поговорим о таком явлении как тщеславие. Меня попросили говорить об этом не только как психолога, поэтому мы посмотрим на это с разных точек зрения.

Обычно под тщеславием понимается потребность в «тщетной славе», когда человеку очень важна слава перед лицом других людей. Иными словами, мы можем сказать, что это феномен оценки от окружающих. Когда человеку очень важно, что про него сказали, как посмотрели, похвалили ли. Обычно здесь также будет болезненная чувствительность к критике – человек может очень сильно раниться, если про него сказали что-то плохое, и в то же время получать сильную поддержку, когда слышит про себя похвалу или получает внимание. Сегодня мы можем сказать, что это могут быть дополнительные лайки в соцсетях или большое количество комментариев к твоему посту.

Что же стоит за этим феноменом? Как правило, мы можем говорить о дефиците самоценности и проблеме, как я сам себя оцениваю. Как это устроено внутри меня: есть то, что я делаю, что я переживаю, что со мною происходит, и внутри меня есть какой-то персонаж, которого мы обычно называем внутренним критиком, который очень сильно меня критикует. Если у меня внутри выражена такая конструкция, то я вот этот критикующий голос буду склонен приписывать другим людям. Мне будет казаться, что и другие люди смотрят на меня так и оценивают меня так, как я сам склонен себя оценивать. И тогда внутри меня есть много напряжения между этими частями и, с другой стороны, у меня есть страх, что кто-то извне подтвердит этот мой критикующий голос. Я боюсь услышать со стороны то, что я сам порой себе говорю. Это бывает очень болезненно. Именно поэтому так ранит критика, потому что она попадает в то, что я сам порой думаю о себе.

В чем тогда человек нуждается? Он нуждается в альтернативном голосе. В голосе, который бы меня принимал, который бы ко мне относился с любовью, который бы меня ценил таким, какой я есть. Самое главное здесь – различение человека и его поступков. Как правило, у нас с детства есть именно дефицит в таком общении. Нередко родители не могли так ценностно относиться к своему ребенку. Я привык к тому, что все, что я делаю, связано с тем, как на меня реагируют окружающие. И часто бывает, что это внутреннее место в человеке пустует. Очень сложно бывает и самому бережно отнестись к себе, и тогда человеку очень хочется, чтобы нашелся кто-то, кто озвучит его позицию. Чтобы нашелся человек, который хотя бы тебя похвалит. И тогда это попадает в эту очень большую нужду, кормит мой голод по принятию и тем самым снижает напряжение между конфликтующими частями. Поэтому я очень сильно завишу от того, кто хорошо ко мне отнесется.

Тогда что мы можем с этим делать? В каком-то смысле работать на то самое принятие себя, на повышение самоценности. Чтобы внутри меня было все больше любящего голоса, больше было отношения принимающего и все меньше было вот этого критика, который, как правило, неумолим и неутолим. Это тоже проблема – эта критика всегда нездоровая, которая меня просто уничтожает. И тогда одна из линий работ здесь (психологическая) будет в том, чтобы учиться принимать себя и с большей любовью относиться к себе, а в христианской практике – если для человека это подходит, и вы верите в Бога, и для вас важен наш Спаситель Господь Иисус Христос, то работа с этой темой также будет очень важной. Нужно выстроить отношения с Богом. Когда я прихожу под Его взгляд, когда я встречаюсь с Тем, Кто смотрит на меня с истинной любовью, Кто принимает меня от самого зачатия таким, какой я есть, Кто создал меня с огромной любовью и принятием. И если я вхожу в этот взгляд любви, если я могу проживать, что я просто драгоценен и любим сам по себе, то это тоже может исцелять мою раненость и делать более независимым от оценки других людей. И продвигать к тому, к чему нас призывают Святые Отцы, – искать не славы человеческой, а славы Божьей. Другими словами, искать любви Божьей. И это исцеляет. И тогда мне уже не так важно, что про меня скажут другие люди.

Проект “Семь страстных помыслов: взгляд психолога”

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle