Поздравить Бога с днем рождения

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

О том, как складывался праздник Рождества Христова, рассказывает историк Надежда Завальная.

Слово «адвент» происходит от глагола advenire — «приходить, пришествие». В католической традиции это слово ассоциируется прежде всего со вторым пришествием Мессии, со Страшным судом — и неслучайно. Здесь совмещается ожидание новорожденного Христа, Рождества и ожидание Второго пришествия. В православной традиции такое эсхатологическое переживание попадает на Великий пост. В Католической церкви священники на время Рождественского поста надевают фиолетовое облачение, а в Православной — во время Великого поста. Вот такое различие. В западной традиции литургический год начинается именно с Рождества.

В адвент христиане ждут Пришествия Христа в мир, для западной Церкви это четыре воскресенья до 25 декабря. В православной традиции это 40 дней Рождественского поста. Давайте взглянем сначала на западную традицию.

Идти за звездой, не зная куда

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов

Яркой иллюстрацией этого ожидания может быть фреска в Капелле волхвов кисти Беноццо Гоццоли. Написана она была в 1450–1460 гг. Почему же мы начинаем с волхвов? Потому что они начали двигаться к Рождеству задолго до самого события. Волхвы увидели в небе звезду и отправились в путь. Какие препятствия они преодолели? Знали ли они, куда идут?

Изображенные герои фрески имеют реальных прототипов, это члены семейства Медичи, флорентийские банкиры. Они были меценатами, спонсировали художников и заказали Капеллу волхвов, посвященную Рождеству. Расписывали эту часовенку знаменитые живописцы.

Звезда в Капелле волхвов

Среди свиты волхва Мельхиора есть автопортрет художника. Мы видим события, которые развиваются параллельно. Охота на оленя, шествие из замка. И вот волхвы идут за звездой. Возможно, они не знали, кого они увидят, и шли просто потому, что их вела звезда. Для вступающих в Рождественский пост это может быть напутствием: идти за звездой, не зная переживания, которое ждет в конце.

Где же эта звезда? В Капелле волхвов она находится на потолке, то есть главенствует. В центре звезды — аббревиатура Христа, это Сам Христос светит и указывает, куда нам идти.

Кто придумал рождественский венок

Рождественский венок, который сейчас продается везде, был придуман Иоганном Хинрихом Вихерном в Германии. Он был учителем в Гамбурге, занимался с трудными детьми. Целью Иоганна Вихерна было предоставить возможность подросткам социализироваться и найти работу. В 1839 учитель году взял колесо от телеги, украсил его для детей, поставил 24 маленькие белые свечки и 4 красные — это совпадало с днями адвента. Дети в приюте зажигали свечки и ждали.

Адвент-календарь

Адвент-календарь тоже был придуман для детей. В окошечки календаря можно вкладывать жития святых, рождественские истории или сказки, колядки, которые нужно послушать в этот день, картинки, связанные с рождением Мессии.

Гандольфино да Рорето. Рождество Христа. Конец XV — начало XVI в.

Первое воскресенье адвента — это первая большая свеча, оно посвящено пророчествам о жизни Христа. На картине Гандольфино да Рорето Иосиф снимает шляпу перед Христом, склоняется перед Ним. Мы видим осла и вола, а в нижнем правом углу изображен цветок чертополоха — это один из цветов страдания Христа, те колючки, которые были в терновом венце. На картине Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» младенец держит цветок крестоцвета, это тоже символизирует страдания.

Следующее воскресенье адвента посвящено Вифлеемской звезде. На открытке ангел держит эту звезду над снежными горами, луч идет от нее прямо до места, где родился Христос, и мы понимаем, что на второе воскресенье адвента в сердцах должна воссиять звезда, которая будет сиять до самого Рождества.

Капитель в соборе Сен-Лазар. XII в.

Вот, например знаменитая капитель в соборе Сен-Лазар: ангел указывает волхвам, что нужно подняться и бежать за этой звездой.

Есть красивый мультик Михаила Алдашина «Рождество», там тоже есть этот момент: ангел будит волхвов и указывает, что нужно подняться и пойти. С этого момента мы вместе с волхвами идем в путь.

Питер Брейгель — старший. Поклонение волхвов на снегу. 1567 г.

Или вот знаменитая картина Питера Брейгеля — старшего «Поклонение волхвов на снегу». Вертеп здесь в левом углу, внизу, совершенно незаметно стоит Мария, прижимающая к себе Младенца Иисуса, Которого она запеленала в одеяло. Иосиф раздувает огонь, кто-то набирает воду в проруби.

Вот так приходит Бог на землю, никого не потревожив.

Радость ожидания

Третье воскресенье адвента называется «гаудетте» — «радуйтесь». Название этого дня восходит к посланию апостола Павла: «Радуйтесь! Господь близко» (Флп 4:4–5). Текст гимна, который поют в это воскресенье, очень популярен, советую послушать реконструкцию старинного исполнения. Это воскресенье славы, прославления.

Владимир Боровиковский. Рождество Христово. 1810-е гг.

А четвертое воскресенье адвента — воскресенье ангелов, когда зажигается еще одна свеча. У ангелов довольно хлопотная миссия, они должны оповестить всех людей, что родился Христос, что пришел на Землю Мессия.

На картине Владимира Боровиковского мы видим множество милых херувимов и серафимов, которые прилетели посмотреть на Христа, а может быть, Его развлекать. Младенец Иисус перевязан красной ленточкой: раньше, когда рождались девочки, их перевязывали голубыми лентами, это цвет Богородицы, а когда рождались мальчики, то красными.

При чем тут Введение во храм?

Восточная традиция ожидания Рождества Христова заметно отличается от западной. Изначально, с IV века, православный пост был всего 7 дней, Армянская церковь до сих пор сохраняет такое количество дней. Позже решением Константинопольского патриарха пост был удлинен до 40 дней. В Средние века на Руси этот пост называли «карачун». Рождественский пост в православии также называется Филиппов пост: в преддверии поста празднуется день апостола Филиппа.

Мучения апостола Филиппа. Минологий Василия II. Византия, X в.

Рождественские песнопения начинают петь только с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, это интересная традиция, которая отчасти параллельна первой неделе адвента. Родители Пресвятой Богородицы обещали отдать свою дочку в храм, когда ей исполнится 3 года, и выполнили свое обещание.

«Днесь благоволения Божия Преображение и человеков спасения проповедование: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрение Зиждителева исполнение», — поется в праздничном тропаре.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мозаика церкви Успения близ Дафни. Греция. Ок. 1100 г.

Вот отгадка, почему с этого момента начинаются рождественские песнопения.

Богородица — Та, Кто является самым главным пророчеством о Мессии, о Богочеловеке, Который спасет всех людей, Который уничтожит смерть.

Пещера, готовься!

День святителя Николая мы празднуем 19 декабря. До революции всегда в этот день приносили елку домой. В западной традиции святитель Николай получил миссию приносить подарки, называют его Санта-Клаус. Эта традиция тоже пошла из Германии.

Но и в русской традиции святитель Николай издавна очень любим и почитаем. Его второе имя — Чудотворец. Николай Чудотворец вошел в историю и в людские сердца как святой, который очень ярко творит чудеса.

Святитель Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII в.

В западной традиции именно святитель Николай приносит подарки детям, в дореволюционной России — тоже. Но параллельно в России существовал и образ Деда Мороза.

Почему же именно святой Николай приносит подарки? Из жития святителя мы знаем, что он подкинул золото одному бедному человеку, который от отчаяния помышлял отдать своих трех дочерей в публичный дом. В русской иконописи также часто изображают момент, когда Николай избавил от казни невинно обвиненного.

После дня Николая Чудотворца радостное ожидание Рождества нарастает. Два послед­них вос­кре­се­нья Рож­де­ствен­ско­го по­ста име­ну­ют­ся Неде­лей святых праотец и Неде­лей свя­тых отец. Цер­ковь чтит вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ожидавших Спасителя, на­чи­ная от пер­во­го че­ло­ве­ка – Ада­ма. 

«Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет, чревоносящи Христа, ясли же, подъимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас, земнородных. Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному, и волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и, приникше, рабски Мати поклонися и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне? Или како прозябл еси во Мне, Избавителю мой и Боже?» — поется на Великой вечерне в Неделю святых отцов.

Пещера, в которой должен родиться Христос, украшается, она тоже в ожидании. Благоукрашайся, пещера, потому что идет к тебе овечка, кроткое животное, с которым принято сравнивать не только Деву Марию, но и Самого Христа. Здесь Мария еще беременна, Она несет в утробе Богомладенца. И обращение «пещера, готовься, к тебе идет Дева Мария, которая несет Христа» превращается в обращение к яслям: «Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных». Дальше мы слышим обращение к пастухам: «На свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем» и, наконец, «Волхвы из Персии золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы Матери и, пред Ним смиренно припав, Мать поклонилась, обращаясь к тому, кто был в Ее объятиях, как Ты был зачат во Мне или как вырос во Мне, избавитель мой и Боже».

Что за действо в печи

Неделя праотцев в православной традиции — еще одна важная веха. Одно из ярких пророчеств о рождении Христа — сон царя Навуходоносора. Он жил в VII веке до нашей эры и держал в тяжелом плену евреев. Он был великим царем, талантливым полководцем и, естественно, язычником.

Три отрока в печи огенной. Раннехристианская фреска

Однажды приснился ему огромный истукан: голова золотая, плечи серебряные, ноги каменные. И вдруг с горы покатился камень и сбил с ног этого истукана, он рассыпался. Никто не мог растолковать этот сон, но он стал в христианской традиции одним из пророчеств о Рождестве. Ведь Христос — тот самый камень с горы, разбивший всех истуканов.

Навуходоносор приказал в своем царстве поклоняться языческим идолам, но трое юношей, которых звали Анания, Азария и Мисаил, дерзко отказались. Царь повелел бросить их в печь, и сам подошел посмотреть, как горят юноши, но увидел, что они поют песнопения, восхваляют Бога — а с ними ангел, окропляющий их водой. Традиционно это событие стало визуализироваться в театральном действе, которое ставилось накануне Рождества и называлось «пещное действо». Оно получило распространение в Константинополе, потом на Руси. В середине храма ставилась специально построенная печь, где три юноши изображали отроков и пели определенную часть песнопений, также кто-то изображал и царя, и ангела.

Пещное действо. Кадр из фильма «Иван Грозный», режиссер Сергей Эйзенштейн

Любопытно, что в фильме «Иван Грозный» Эйзенштейна был показан момент пещного действа. Эйзенштейн еще застал поколение людей, которые перед Рождеством ставили такие постановки.

Кульминация ожидания

Рождество Христово. Русская икона. XV в.

Мы подходим к кульминации Рождественского поста и адвента — Сочельнику, это ночь и день перед Рождеством. Православная икона Рождества Христова отличается от западноевропейской живописи тем, что изображает все события Рождества на одной площади. Здесь и ангелы, которые возвещают о том, что родился Спаситель, и волхвы, которые еще не дошли до пещеры, и Богородица, Которая родила и отдыхает, и пастушки, и Иосиф, и женщина, которая омывает Христа.

Как начинается Сочельник? День перед Рождеством начинается с очень длинного богослужения Царских часов, за которыми идет затем Литургия Василия Великого. Если Сочельник выпадает на воскресенье или субботу, там будут небольшие изменения.

В конце большого литургического дня выносится на амвон свеча и поется тропарь и кондак Рождества — так возглашается, что Рождество наступило. Свеча, которая выносится на амвон, символизирует и звезду, и самого родившегося Христа. А вот рождественский тропарь:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Праздник Рождества изначально был 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, после которого начинается уменьшение ночи, когда весна побеждает зиму. Астрономически он сместился на 25 декабря, а теперь празднуется 7 января, что не соответствует тому смыслу, что Христос — Солнце Правды, и Он побеждает ночь.

В западной традиции празднество тоже начинается в Сочельник, месса проходит ночью, а у нас ночью опять же празднуется Пасха.

У Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» отражено народное восприятие Сочельника: на Руси ночь перед Рождеством считалась чудесной. Есть множество традиций в вечер Сочельника: на Украине, в Закарпатье особенно, было популярно в ночь перед Рождеством накрыть на стол 12 постных блюд — последняя трапеза Рождественского поста. Обязательно должно быть сочиво — моченая, сваренная с медом пшеница, отсюда и происходит это название праздника — Сочельник. А еще под стол застилали соломку, там спали дети, которые, когда вставали, получали подарки.

В России вечер Сочельника — это встреча всей семьи, например, в доме самого пожилого родственника.

Откуда пришла елка

Вигго Юхансен. Светлое Рождество. 1891 г.

Елка в Россию пришла довольно поздно, после наполеоновских войн. Появилась она в 1817 г., когда императрица Александра Федоровна поставила елочки в Аничковом дворце на детский праздник. А в Германии елка известна с раннего Средневековья.

Почему именно ель? Потому что она не умирает осенью, остается зеленая. Мотив вечного дерева присутствует в мифологии многих народов. Елка обратила на себя внимание именно этим.

Изначально ель подвешивали вниз макушкой — она была проводником. Украшали елку яблоками, которые специально сохраняли до декабря. В советское время до 1929 года елка была запрещена, потому что она символизировала Рождество. А потом Рождество «переделали» на широкое празднование Нового года.

Подарки — Богомладенцу и нам

Эдвард Бёрн-Джонс. Поклонение волхвов. 1890 г.

Откуда у нас традиция дарить подарки? Конечно, от волхвов. Они принесли Младенцу Иисусу золото, ладан и смирну. Обратите внимание, что очень часто один из волхвов изображается чернокожим. Западноевропейские художники апеллировали к сыновьям Ноя, у него было три сына: Сим, Хам и Иафет. По библейской версии это основоположники рас, то есть в лице волхвов Христу поклонилось все человечество.

Что же принесли в подарок Христу пастухи? Хочу прочитать такую стихиру из православного богослужения:

Что принести тебе, Христе, за то, что Ты явился на Земле как Человек для нас каждое из Твоих творений приносит Тебе благодарность: ангелы — песнь (потому что они пели песнь «Слава в вышних Богу»), небо — звезду, волхвы — дары, пастыри (пастухи) — удивление, Земля — пещеру, пустыня приносит ясли, мы, люди, приносим Матерь Деву, потому что Она одна из нас, предвечный Боже, помилуй нас.

Пастухи приносят Богу удивление, когда мы смотрим на западноевропейское изображение Рождества, то видим этих персонажей в каком-то молчаливом восторге. Их ангел огорошил новостью, и они без приготовления бегут, чтобы поклониться Новорожденному. И вот эта способность удивляться чуду — тоже подарок, который ждет от нас Бог.

У Иосифа Бродского была традиция писать стихотворение на Рождество, это был его подарок Богу. Для Бродского становится многозначной фигура Иосифа Обручника, который становится молчаливым свидетелем Рождества, тем человеком, который должен сопровождать, который должен быть в тени, должен подвинуться, чтобы дать дорогу приходящим волхвам и пастухам.

В Рождество все немного волхвы.

В продовольственных слякоть и давка.

Из-за банки кофейной халвы

производит осаду прилавка

грудой свертков навьюченный люд:

каждый сам себе царь и верблюд.

Мне показалось, что это стихотворение очень подходит к картине Брейгеля, где, как я уже говорила, сложно найти сам момент Рождества. Заканчивается это стихотворение так:

Постоянство такого родства –

основной механизм Рождества.

Елочные игрушки

Лекция Надежды Завальной «Поздравить Бога с днем рождения»

Напоследок скажу пару слов о елочной игрушке. В Советском Союзе к ней относились с большим вниманием. Помимо того что, конечно, у наших бабушек и дедушек были дореволюционные, самодельные игрушки, в советское время была интересная попытка изготовлять различные наборы: фрукты, орешки, шишки, ягоды. Это была дань дореволюционной традиции украшения елки съестным.

Когда Гагарин полетел в космос, появились целые серии игрушек, изображающих космонавтов, спутники, ракеты. Когда был юбилей Пушкина, стали выпускать серии, посвященные пушкинским сказкам. Таким образом, елочные игрушки отражали эпоху.

С наступающим вас Рождеством, читайте святочные рассказы, проникайтесь духом праздника! Хочу порекомендовать рассказы Сельмы Лагерлёф о Рождестве, читайте «Снежную королеву» в новом переводе, который полностью передает текст Андерсена. И целый корпус рождественских рассказов Лескова, Достоевского, Диккенса. А еще книгу об истории Нового года и Рождества — «Елка сто лет назад».

По лекции Надежды Завальной «Поздравить Бога с днем рождения»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle