Есть такая популярная идея: православные — это те, кто постится. Очевидная опасность ее — сведение христианской жизни к внешнему благочестию, бесконечным правилам и запретам. Дескать, вычитал правило, мяса в пост не ем — значит, я хороший христианин; а если я съел «скоромное», надо каяться, так как «пост сорван». С другой стороны, если наш устав уделяет так много внимания посту, значит, Церковь придает ему особое значение.
Простейшее определение поста: пост — это воздержание от пищи. Зачем? Какое отношение пища имеет к духовной сфере?
Как и от чего спасаемся?
Церковь призывает человека «спастись», воссоединиться с Богом. Призывает к этому людей, состоящих из души и тела. В Царство Божие входит весь человек, то есть и тело тоже нуждается в спасении. В спасении от чего? Какая беда ему угрожает? Смерть. Мы надеемся на воскресение мертвых, а значит — на воскресение наших тел.
Текущая ситуация печальна: душа оторвана от Бога, а тело от души. Тело нам не послушно — скорее, мы его рабы. Попробуйте три дня не спать, пару дней не есть… Не так легко, не правда ли? Подумайте об изнасиловании: сколь у многих тело оказывается могущественнее души!
Человеческое существо разорвано. Его надо воссоединить и вернуть Богу — другими словами, спасти. Воздерживаться — значит обуздывать себя, вернуть власть над собой; святые отцы свободу от страстей как раз и называли «самовластием». Каким же образом можно вернуть власть над своим телом?
Спасение через пищу
Тело нуждается в пище. Присутствие еды в нашей жизни огромно: завтраки, обеды и ужины; рестораны и кафе; пикники; праздники — конечно, прежде всего, праздничный стол; суета вокруг диет; вегетарианство; специальное питание; вредная и здоровая пища; молоко матери… И здесь же — божественная трапеза, Евхаристия, вкушение Плоти и Крови Бога —величайшая Тайна… Питание, одна из главных потребностей тела, в православии становится символом телесности и возвращается нам и Богу. При помощи поста мы готовим тело к воскресению и бессмертию. Если угодно, пост — это шок, расшатывание организма, выбивание из привычного ритма, из рутины; выбрасывание себя в Небо.
От чего люди отказываются во время поста.
«Род сей не изгоняется ничем, как только постом и молитвою» — сказал о бесах Господь, Который и Сам постился. Конечно, пост не сводится только к неядению, эдакой «церковной диете». В прямой связи с постом находится молитва, общение души с Богом. Пост телесный – это возвращение тела душе и Богу, его очищение. Пост духовный — обуздание страстей: гордыни, уныния, жадности, гнева и т. д. Таким образом, пост — это путь к Богу: и школа, и больница, и стадион для тренировок.
Пост — дело общее
Великий Пост исторически – время подготовки к Крещению. Вся Древняя Церковь в течение поста готовилась принять новых членов, и сами они готовились к главному событию своей жизни: вхождению в Церковь, воссоединению с Богом. Этой практики давно нет, но смысл остался: пост – повторение Крещения, смерть старого и рождение нового; подготовка к празднику — помыть, почистить, выкинуть ненужный хлам, купить подарки…
Праздники совершают вместе. Потому и постятся вместе, всей Церковью: отсюда и общеобязательный церковный календарь, и главное – богослужения поста, исполненные чудной красоты и смысла. Пост, как и все «дело спасения», совершается Церковью и в Церкви — вместе, всей общиной. И никто не объяснит лучше смысл поста, чем сама Церковь в своем богослужении.
А что такое пост для вас? Поделитесь вашим мнением в комментариях!