![](https://blog-clone.predanie.ru/wp-content/uploads/2020/10/Oranta-Kiev-1024x683.jpg)
Что рассказать детям о празднике Покрова Божией Матери? Кажется, такая простая история и рассказ может получиться простым и коротким. Но хочется этот день не формально отметить, а по-настоящему прочувствовать и вместе с близкими отпраздновать его. В поисках информации открываю тематическую страницу праздника на портале «Предание», читаю, удивляюсь. Давно знакомая история обретает свежие краски и новые смыслы.
Древнему византийскому святому Андрею Юродивому явилась во Влахернской церкви Божья Матерь, покрывающая людей своим омофором. Спустя два века русский князь Андрей Боголюбский, восхищаясь жизнью и подвигом своего константинопольского тезки, установил в честь этого явления праздник — Покров Пресвятой Богородицы.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg?uselang=ru)
Благодаря своему особому расположению в календаре день Покрова Пресвятой Богородицы стал на Руси ежегодной вехой, означающей окончание летних трудов и наступление холодных месяцев. Вот читаешь Ивана Шмелева «Лето Господне», а там к Покрову у деревенских людей все дела заканчиваются, «самая осень наступает: дожди студеные, гололед». Работать по-прежнему уже невозможно, припасы на зиму заготовлены, приходит время посиделок, разговоров, время покоя и отдыха. Можно устроиться по уютнее и насладиться зимними радостями. А Горкин говорит:
«Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет».
Как же это мудро — в теплое благодатное время потрудиться самому, а лютой зимой предать себя чьему-то заступничеству. Когда о тебе заботится сильный и крепкий покровитель, можно быть безмятежным, как в детстве. Есть, правда, опасность. Как тонко замечает святитель Иннокентий Херсонский в Слове в день Покрова Пресвятой Богородицы, земные покровители бывают непостоянны, а благодеяния их иногда не полезны. Вот князь Андрей Боголюбский и выбрал для своего народа самую сильную заступницу и помощницу в опасности — Божью Матерь. Оглядываешься на прошлое и удивляешься, как разумно организована жизнь ушедших поколений: всему свое время, место и название, во всем порядок. Даже звон колокольный есть особый — Покровский звон, строгий уже, будто зимний.
История праздника Покрова широко известна. Мы хорошо представляем себе Деву Марию с покрывалом в руках, окруженную сонмом ангелов. Однако образ святого Андрея Юродивого, одного из главных героев этого события, чаще всего остается в тени.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9._%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg?uselang=ru)
Тысяча лет прошла с тех пор, как, прикидываясь безумным, он бродил по улицам Константинополя, вызывая насмешки и терпя издевательства от злых людей. Житие Андрея Юродивого подробно рассказывает о жизни молодого, красивого и талантливого раба славянского происхождения. Он жил в большом и хорошем доме, занимался почетной работой, был любим и уважаем хозяевами. Но желая подвига, решил избавиться от комфортной жизни, притворился безумным и оказался на улицах Константинополя. Духовная жизнь святого Андрея, мотивы его поступков, встречи с друзьями, беседы и даже характерные для юродивых провокации очень подробно описаны в Житии. От этого загадочный подвиг юродства становится чуть понятнее.
Сейчас такое произведение назвали бы атмосферным. Читая, вместе с блаженным Андреем бродишь по улицам древнего Константинополя — мимо форума, таверн и ипподрома, заглядываешь в знаменитые храмы, прячешься от ветра в портиках домов. То и дело нам встречаются горожане: мужчины и женщины, рабы и свободные граждане. Пороки этих людей не отличаются от современных. Отвратительные последствия их грехов описаны в Житии довольно старательно, с применением резких и отталкивающих сравнений. Несмотря на свою простоту, этот старый прием отлично работает — читаешь и начинаешь внимательнее приглядываться к своим мыслям и действиям.
![О событии, положенном в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы, повествует Житие Андрея Юродивого. Сейчас это произведение назвали бы атмосферным.](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Bogolyubovo_asv2019-01_img02_Intercession_Church.jpg/768px-Bogolyubovo_asv2019-01_img02_Intercession_Church.jpg?uselang=ru)
Желая принести читателю максимальную пользу и расширить его кругозор, автор в некоторых местах обращается к вопросам физического устройства этого мира. С негодованием отвергает он мысль о том, что перед грозой пророк Илья разъезжает по небесам, громыхая своей колесницей. Но тут же подробно объясняет, как радуга собирает в себя дождевую воду, а потом выливает ее в облака. Эта наивность древних сочетается с тонким и верным пониманием основ христианства.
Явление Божией Матери в храме — одно из последних описанных в книге чудес. Житие изобилует видениями и откровениями святого Андрея и его молодого друга Епифания: замки, сложенные из солнечных ветров, чудесные сады, святые апостолы и ангелы. Однако сквозь длинную чреду видений и мнимое безумие главного героя проступает образ сильного здравомыслящего человека, на дружбу и поддержку которого можно смело положиться. Хорошо иметь такого друга, как блаженный Андрей. И знать, что на Небесах у нас есть крепкая заступница — Божья Матерь. Хорошо и спокойно жить под Ее материнским покровом, даже если у порога холодная и сложная зима.