Почему мы любим святого Патрика? О чем важном в жизни и в христианстве он нам напоминает?
В Православной церкви существует понятие духовного наставничества. Наставник в идеале — это тот, кто может отвести человека ко Христу, привести к освящению и преображению. За века христианства в нём были наставники мудрые, хорошие, посредственные, неопытные и откровенно вредоносные.
История жизни святого Патрика
Патрик Ирландский был из наставников великих. Представить только — силы духа всего одного человека хватило на то, чтобы целый большой и весьма разрозненный народ ирландских кельтов не только принял новую веру, но и всеми силами души захотел жить по ней. Патрик принёс на остров веру как основание бытия, суть и свет жизни, в лучах которого видно всё остальное. Глядя на него, было невозможно поверить, что ещё шестнадцатилетним юношей он был совершенно равнодушен и к храму, и к глубокой религиозности своей матери Концессы — родственницы святого Мартина Турского. И только шесть лет плена и многие испытания на чужбине приводят молодого человека к религии. Вернувшись из плена праведником, Патрик желает как можно больше узнать о том, чему учит христианство. Для этого он поступает на обучение в известный европейский монастырь, где глубоко постигает именно восточный святоотеческий опыт богообщения и боговосприятия. Вооружившись этим сокровищем, он возвращается в Ирландию, где несколько лет до того был в плену. Он ступает на остров уже как святой, и общение с ним передаёт кельтам опыт освящающей благодати. А благодать привлекает их в христианство.
Каждый любящий для любимого им — апостол
Человек существует только в любви и общении. Вспомните первый рай — Адам имел Бога и всё же ощутил одиночество. Тогда Бог создал Еву. Сам Бог создал нас так, чтобы мы находили радость и утешение не только в Боге, но и в каждом любимом человеке. Апостол Павел говорит: «Я ищу не вашего — но вас». И он же страдает, когда пришел в город и не нашел там любимого сердцу Тита… И святой Патрик проповедовал ирландским кельтам потому, что полюбил их, и обратил их к православию только потому, что полюбил их. В этом ещё одна его мудрость — всякая настоящая проповедь рождается от желания подарить другому ту великую радость, которая шире вселенной, но сполна умещается в добром сердце. Ведь каждый любящий для любимого (и Господь для всех) — всё равно что апостол, и его присутствие есть достаточное основание для того, чтобы жить светло.
Когда-то Игнатий Богоносец написал своим ученикам: «Я весь изливаюсь от любви к вам». Так и Патрик приходит, чтобы дарить любовь, но и чтобы его любили тоже. Любовь не принуждает к взаимности, но всегда желает её. Господь дал Патрику милость на Страшном суде судить всю Ирландию. Но весь суд состоит только в том, что свет пришел в мир, протянул свои руки к людям, увидел других как чудо и кротко пригласил каждого стать пасхальной радостью друг для друга…
Кельты, сказка и христианство
Ещё будучи язычниками, кельты Ирландии ценили поэтичность природы. Христианство дало им богословское обоснование этого чувства — как пронизанности мира Богом.
Святой Николай Сербский говорит: «Облеки жизнь в песню». И святой Патрик — поэт. Он понял, что никакая боль не может стать окончанием истории того, кто устремился к Богу. Жизнь для него, как и для многих следующих за ним кельтских святых, была поводом к ликованию или сказкой, совершающейся на самом деле. Сказка — это чувство благодатности мира, его постоянной хорошести. Надежда на счастливый конец для добрых, в чем и проявляется доверие Богу.
Здесь можно вспомнить слова Честертона, что дракона люди знают и так, сказка же даёт им святого Георгия. То есть — зло может быть побеждено и низвергнуто, а добро приведёт всех добрых к счастливому концу.
Такое восприятие мира, чувство Бога с доверием Ему — возможность ещё на земле жить в раю. Христос открывает людям путь в такое мировосприятие – это постоянное участие в Литургии и жизнь для других. Каждое наше доброе дело открывает нам эту жизнь как счастье. Святой Иустин Сербский говорит, что «по своей божественной, логосной сути жизнь есть рай». И он же пишет, что «насколько Евангелие вносится в жизнь, настолько жизнь становится раем». Сказка приоткрывает для нас такое мироощущение самой звучащей в сказке благодатью. А прикосновение к благодати даёт нам пережить, что Бог есть любовь, а любовь не желает зла любимому. Мы начинаем доверять Христу и благодарить Его за всё, что с нами бывает. Мы вдруг понимаем, что боль есть всего лишь самый короткий путь к свету, и благодарим и за боль. Это и есть сказка, которая совершается с нами на самом деле. Весь мир — ожившая сказка для благодарного человека.
Поэзия в таком понимании — это ощущение того, как небо во всём касается земли и потому в каждом отрезке пространства и времени тайно растёт Небесное Царство. Поэт и святой чувствуют этот рост и благодарят Господа за всю явленную Им красоту бытия.
Обращая ирландцев в христианство, Патрик открывал им, что вся та красота мира и всего, что они ценили, берёт своё начало в Боге и получает свою завершенность в церкви и её благословении. А потому радость — это не недозрелый романтизм, но часть нашего на земле назначения.
Смотрите также:
Кельтская церковь Британских островов: история, предания, поэзия