О том, почему лишение себя жизни не решит ваши проблемы, рассуждает Людмила Нестерова.
Полгода назад моя младшая сестра, которой едва исполнилось 18, покончила жизнь самоубийством самым чудовищным из всех возможных способов. Я не буду говорить о том, что приходится пережить тем, кто оказывается на моем месте, поскольку до того, как это случилось со мной, мне не раз и не два доводилось наблюдать со стороны за родными и близкими совершивших суицид. Поэтому мне очень хотелось бы адресовать несколько слов тем, кто уверен, что жить ему больше незачем.
Первое. Ваши действия могут спровоцировать на что-то подобное близких людей. Если загробная жизнь все-таки существует (убедительных доказательств обратного у нас нет), и душа действительно в первые дни после смерти пребывает рядом с теми людьми, к которым была привязана в земной жизни, то подумайте о том, каково вам будет созерцать те муки, что испытывают ваши близкие. Подумайте также о том, что вы выбиваете из привычной колеи на продолжительное время дорогого вам человека (и наверняка не одного). Он не сможет нормально работать, нормально функционировать… И это самое малое. Нет гарантии, что не выдержав страданий, он не пойдет вашим путем: не полезет в петлю/не вскроет вены/не прыгнет с крыши и т. д. И вы в своем эфирном состоянии не сможете его остановить. Вы совершенно ничего не сможете сделать.
Однако ж, если вы планируете совершить суицид именно с той целью, чтобы заставить страдать того, кто не отвечает взаимностью, то поверьте – после смерти это перестанет быть для вас важным, ибо боль от разлуки заглушит всё.
Второе. Вы можете остаться инвалидом. Процент «успешных» суицидов не так уж и высок. И любой из известных способов чреват такими последствиями, которые могут сделать вашу жизнь после неудавшегося суицида более для вас невыносимой, чем она была до. Искалеченный опрометчивым глотанием таблеток ЖКТ в лучшем случае посадит вас на строжайшую диету, сломанный от падения позвоночник может лишить вас возможности самостоятельно передвигаться и т. д.
Третье. Ваше изуродованное тело будет представлять зрелище крайне неприглядное. Для всех – начиная от работников морга и заканчивая родными и близкими. А изуродованным оно будет при любом выбранном способе суицида. Даже безобидная бесконтрольная предсмертная судорога, застывшая на лице, – такое себе зрелище. Умереть красиво мало кому удается.
Четвертое. «Всё пройдёт, пройдёт и это». Намертво впечатайте себе в сердце эту истину. Радость проходит, но и боль тоже отпускает. Даже самый скудный жизненный опыт не лишен радостей, достойных пребывания на земле. Жизнь не может состоять из одних страданий, вы и сами прекрасно это знаете. Просто забыли об этом вспомнить.
Пятое. Вы точно никому ничего не докажете своей смертью. Пройдет время – и вас начнут забывать. Ваши аккаунты в сети будут постепенно удаляться из списка друзей, а ваше имя будет звучать в лучшем случае на ваши день рождения, день смерти и во дни поминовения усопших (это если среди вашего окружения были верующие друзья).
К моему большому сожалению, я слишком хорошо знаю, о чем я говорю.
И напоследок. Знаете, жизнь и без того течет слишком быстро. Сколько вам сейчас лет? Долго ли длились эти годы? Задайте этот вопрос тем, кому за 70. Любой вам ответит, что жизнь несется так стремительно, что и оглянуться не успеешь. Жизнь слишком мгновенна. Как для 18-летнего, и для 70-летнего. И единственным легальным способом лишить себя жизни является терпеливое ожидание ее окончания. Других вариантов просто нет.