Общины не создаются – они рождаются

Александр Королев

Преподаватель английского языка, член Преображенского братства, студент СФИ.

18.01.2019
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Александр Королев о принципе формирования христианских общин.

Главная проблема в создании общины в том, что ее невозможно создать, она должна родиться. Община – дело рук не человеческих, точнее, не только человеческих. Нельзя создать общину с помощью какой-то технологии или методологии. Способствовать мы этому можем и должны, но если Господь не созиждет, то ничего и не получится. И как у любого рождающегося организма, у общины есть свои этапы развития, которые очень важно знать.

Прежде всего важно понимать, что личная вера (как и общинность) – это дар Духа. Дару можно и нужно содействовать, но если его не будет, то ничего не получится. Именно поэтому так важно, чтобы был не просто приход, а была община. Потому что приход дар Духа не получает, он как раз образуется человеческими усилиями. Приход – это учреждение, а вот община – это уже не учреждение, это живой организм. Просто в лице этого организма еще нужно вдохнуть жизнь…

Первый этап становления общины – появление сообщества верующих, общающихся и вне богослужения, помогающих друг другу при необходимости, научившихся более или менее переносить друг друга без особо сильных скандалов, а может, и вообще без них. Как правило, этот этап для многих является апофеозом общинности. Но вынужден разочаровать – здесь общины в глубоком смысле еще нет. Есть группа верующих людей, дружелюбно настроенных и иногда помогающих друг другу. Этот уровень можно назвать «языческим». И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же (Мф 5:47)? Это не значит, что доброго отношения в христианском собрании быть не должно. В другом месте Писания мы читаем, что тот, кто не радеет о своих, хуже язычника. А у нас нередко бывает, что на приходе кому угодно оказывается помощь, от бомжей до эмигрантов, а о нуждах прихожан никто не знает. Так что этот «языческий» уровень крайне необходим, но, конечно же, только как ступень к христианской общине.

Следующий этап. Люди вместе уже не только чай пьют и общаются после службы, но и таинства, и молитву осознают как общее дело. Это большое достижение, потому что нередко верующие, которые пытаются как-то взаимодействовать вне богослужения, само богослужение продолжают воспринимать сугубо индивидуально. Помню, у меня были два знакомых молодых человека, студента, которые снимали одну квартиру и были членами молодежной приходской организации. При этом они дома никогда вместе не молились, ходили в разные храмы. То есть развешивать противоабортные плакаты вместе – это нормально, а специально вместе причаститься – это что-то очень странное. Так вот, на этом этапе потенциальные общинники начинают уже и таинство воспринимать как общее дело, появляются какие-то совместные добрые дела, направленные за пределы группы. Сами члены общины ведут довольно благочестивый образ жизни. Еще одно интересное наблюдение: проживая духовную жизнь не в одиночку, имеешь больше сил бороться с грехами и страстями. Но и этот этап не является собственно общиной, это еще «ветхозаветный» уровень.

Собственно община появляется только тогда, когда люди начинают вместе служить Богу. На третьем этапе их объединяет главным образом не симпатия и взаимопомощь, а совместное служение. Христос собирает общину учеников не для того, чтобы создать уютное пространство для жизни и общения, а для того, чтобы ученики могли служить Богу. Потому что служить Богу в полноте возможно только вместе, с братьями и сестрами. Христос, который является главным вдохновителем служения, пребывает там, где двое или трое собираются во имя Его.

К сожалению, при приходском устроении церкви можно достичь максимум второго этапа развития общины, но чаще всего всё ограничивается первым. На приходе главным собирающим фактором является богослужение, культ, а не общение верующих. В служащей же общине богослужение должно стать продолжением и плодом общения. Приходы, будучи миссионерскими площадками, собирающими верующих, тоже могут послужить рождению общин. Но для того чтобы достичь третьего этапа, община должна выйти за рамки прихода. В этом случае не община должна быть частью прихода, а приход должен быть частью (причем не самой главной) общины. В таком случае община может быть без прихода, но приход не может быть без общины.

Настоящая община, конечно, рождается не в один день. Это многолетний труд людей, которые хотят вместе жить в Церкви. Но эта миссия принципиально выполнима, потому что это задание мы получаем от Бога, когда входим в крещальную купель и становимся учениками Христа. Благодать Божия, даруемая человеку, не только очищает его от грехов и страстей, но и призывает в духовную семью, которая называется Церковь. Община же и есть воплощение Церкви на этой земле.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle