Богословие на практике
У каждого человека в голове существует некий образ мира, который определяет его отношение к событиям. Очевидно, существует и некий «образ Бога» — восприятие Бога, отношение человека к Нему. Этот «образ» редко формулируется явно, но при этом выражается буквально во всем: в молитве, в участии в церковной жизни, в отношении к миру и окружающим людям.
Зачем нужно думать о Боге
Бывает, что духовное развитие человека тормозится именно вследствие неправильных представлений о Боге. Например, на уровне ума человек может твердо знать, что Бог — Отец, который радуется о кающемся грешнике (Лк.15:4-7), но внутренне все равно относится к Нему как к суровому учителю, готовому покарать за малейшую провинность. Результаты очевидны — страх, недоверие, желание спрятаться от Бога, а не приблизиться к нему. Или, наоборот, человек воспринимает Бога как бабушку, которая должна вовремя кормить и оберегать от неприятностей, а когда Он этого не делает — обижается.
Как понять, что я думаю о Боге
Поэтому чрезвычайно важно выявить скрытые представления о Боге. Одним из удобных инструментов для этого является размышление над Евангелием. Надо просто при чтении отрывка задать правильные вопросы: где в этом отрывке Бог, что этот текст открывает вам о Боге?
Например, во время обсуждения притчи о талантах (Матф.25:14-30) можно услышать следующие вопросы:
- Как я должен поступать с доверенными мне Богом делами и талантами?
- Кто я в этой притче, как я обычно поступаю?
- Что, исходя из этой притчи, мне надо изменить в своей жизни?
Все это важные и правильные вопросы. Но помимо «нравственно-практических» проблем, бывает полезно затронуть и «богословские»:
- Что этот отрывок говорит мне о Боге?
- Насколько слова и поступки хозяина из притчи соотносятся с тем, как Бог действует в моей жизни?
- Соответствует ли притча моим представлениям о Боге?
У меня, например, при чтении притчи возникает недоумение: «мой» Бог гораздо более деликатен со своими слугами, Он «должен» сначала указать на неправильное поведение, дать возможность исправиться, а не бросать сразу «во тьму внешнюю». Исходя из этой притчи, возможно, я воспринимаю Бога более «либеральным», чем Он есть на самом деле, и упускаю из виду, что не все ошибки можно потом исправить.
На основе этих размышлений, я могу составить более объемный и, надеюсь,более близкий к реальности образа Бога; сделать еще один шаг к пониманию Бога-как-Он-есть.
Желаю честности и мужества при исследовании себя.
Матвей Берхин,
редактор рассылки
Пишите: mb@predanie.ru