Немногие, вдохновляющиеся ныне Ником Вуйчичем, знают, что в XIX веке в России родился человек, так же достойный восхищения. А может, даже и более: ведь в то время были недоступны те вещи, к которым мы привыкли. Этот человек — Николай Кобельков.
Он родился в 1851 году в городе Вознесенске Оренбургской области семнадцатым ребенком в семье. В то время это не было удивительным: семьи у всех были большими. А вот что было необычным — сам ребенок. Он родился без рук и без ног. И могла бы быть у Коли совсем другая судьба, если б не родители. Немного оправившись от шока, они пригласили лучших докторов, кого тогда нашли (отец — мэр города, человек весьма состоятельный), но что те могли? Лишь сошлись во мнении, что имела место «спонтанная ампутация», из-за которой Коля и лишился конечностей. В его распоряжении осталась лишь культя на месте правой руки.
Тем не менее родители просто обожали младенца. А в два года тот, к изумлению окружающих… сам пошел! Позже, глядя на невероятное упорство сына, родители пришли к выводу, что нужно обучить мальчика грамоте. И это получилось: Коля зажимал перо между культей и щекой и выводил красивые буквы. Он старался, весь перемазанный чернилами. За это дома его ласково прозвали Кляксой.
Надо сказать, что Коля не был домоседом — он вел довольно активную жизнь: ходил на рыбалку, охоту и даже ездил на лошади, обмотав поводья вокруг плеч. Когда подрос, стал помогать отцу на золотых приисках в Оренбургской губернии, где служил помощником бухгалтера.
В 1870 году известный антрепренер Берг заметил и пригласил Николая Кобелькова на работу в театр в Петербург. Берг славился своими необычными представлениями, где комбинировались спектакли и цирковые номера. Кобельков с неизменным успехом выступал во многих городах России, а потом начал гастролировать по Европе. Номера его были довольно просты, но от самого Николая требовали значительной ловкости и умения. Он вдевал нитку в иголку, развязывал сложные узлы и даже поднимал человека — настолько был силен физически. Позже, в 1900 году, Кобельков снялся в коротком фильме, где и продемонстрировал все свои сценические умения. В фильм не вошел только «смертельный номер» — выход Николая в клетку со львом.
Его начали узнавать. Во время гастролей в Австрии он познакомился с 18-летней Анной Шарлоттой Вильферт, с которой решил связать свою судьбу.
Предложение девушке Николай сделал необычным способом: нес обручальное кольцо в мешочке на шее, а потом достал зубами. И позднее свое кольцо он носил в мешочке на шее. Надо отметить, что родители Анны не очень-то обрадовались такому жениху, но за него просил… Альберт, король Саксонии, однажды поразившийся умениям Николая на его представлении.
Поженились молодые в 1876 году. Правда, не сразу. Дело в том, что в Австро-Венгрии не регистрировали межконфессиональные браки: Николай был православным, а Анна — протестанткой.
Пара отправилась в Будапешт. К межконфессиональным бракам там относились спокойнее и зарегистрировали Николая и Анну. Когда Анна забеременела, Николая охватил большой страх, что ребенок может родиться с таким же заболеванием. Путешествие по Европе, которое совершала пара, было прервано, Кобельков отправил жену на родину, в Вену, где она оставалась до рождения первого сына Александра. К счастью, он был здоров, и больше ничто не мешало молодым. Всего у них родилось 11 детей, из которых 6 выжили. Школьные годы дети проводили у бабушки и дедушки в Вене. До школы и после дети сопровождали родителей в многочисленных гастрольных поездках.
В 1906 году Кобельков купил участок земли в венском парке Пратер. Он построил на этой земле не просто балаган, а аттракционы. Один из них Николай увидел на выставке в Париже и выкупил для своего парка. Семья Кобельковых покупает еще земли парка Пратер, все время требуются новые вложения, поэтому Николай продолжает гастролировать по Европе. Но со временем парк начинает приносить высокий и стабильный доход. Так простые циркачи стали богатыми людьми.
В 1912 году во время выступлений в Париже от апоплексического удара в возрасте 54 лет умирает жена Кобелькова. Он напишет о ней в дневнике: «Она была самым лучшим, самым благородным существом, когда-либо жившим, ангелом, который вошел в мою жизнь, чтобы подарить мне высшее счастье. Ни одна женщина не могла быть более доброй и верной, чем она».
Николай очень тяжело переживал смерть жены. С этого момента он закончил выступления и всю дальнейшую жизнь провел исключительно в кругу родных. Но по-прежнему продолжал вкладывать средства в выкупленные земли парка Пратер. Эти приобретения позволили потомкам Кобельковых безбедно жить вплоть до 1970-х годов, когда Пратер реконструировали и на месте участка построили сооружения посовременнее. Но владельцы, естественно, получили весомую денежную компенсацию.
Скончался Николай Кобельков в 1933 году. Его потомкам осталось огромное состояние, не растраченное до сих пор. И до сих пор удивительно, как из простого калеки, каких много было на Руси, получился такой человек.