Тем не менее в Евангелии Христос постоянно изгоняет бесов, и очевидно, что это не просто символы. Христос изгоняет какую-то конкретную силу, которая действует в людях. Что же это за сила?
Читайте ответ на эту статью: Вадим Оленин «Теология на коленке, или Синдром Глеба Капустина»
Любой верующий, да и неверующий, знает историю о падшем ангеле, который восстал против Бога. Он затеял с ним войну, которую, конечно же, проиграл, после чего был низвержен с Небес. Этот верховный ангел Люцифер умудрился переманить на свою сторону треть ангелов (известна даже статистика!). Потом он превращается в змея и совращает первых людей. То есть согласно этому учению было два грехопадения: первое – ангельское, второе – человеческое. И главным было первое, второе же стало его следствием – когда падший ангел превращается в змея, заползает в райский сад и искушает Адама и Еву.
Должен вас удивить – об этом нет ничего в Ветхом Завете, где говорится о сотворении мира. Начнем с книги Бытия: «Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных Господом Богом» (Быт 3:1). И где здесь хоть слово о падшем ангеле? Правильно, нигде! Нет и намека на то, что змей – воплощение дьявола. Змей в древнем мире – символ хаоса, зла. Ветхий Завет написан мифопоэтическим языком, и мы не сможем правильно понимать Библию, не овладев им. Поэтому в данном случае речь идет о зле, которое зарождается внутри самого Адама.
В книге Иова в переводе РБО «враг» предлагает Богу испытать праведника. Так современные переводчики перевели слово «сатана». И снова никаких отсылок к падшему ангелу.
Исайя 14:12 – стих, который также используют как место, подтверждающее миф о падшем ангеле. «Вот и пал ты с небес, ты, звезда рассветная, сын зари! Разбился ты о землю, победитель народов!» Но из контекста всей главы очевидно, что это про царя вавилонского. В четвертом стихе говорится: «Ты споешь о царе вавилонском насмешливую песню: Вот и не стало угнетателя! Вот и конец его ярости!» И далее по тексту идет обращение к царю Вавилона. И это обращение продолжается вплоть до двадцатого стиха: «Других похоронят, а тебя – нет, ибо ты страну свою погубил, свой народ истребил. Пусть же сгинут потомки злодеев и имени от них не останется!» При чем тут падший ангел?
В 17-м стихе 28-й главы книги Иезекииля автор обращается к царю Тира:
«Ты возгордился из-за своей красоты и растерял свою мудрость из-за блеска своего. Я низверг тебя на землю, обрек тебя на позор перед царями». В 12-м стихе до этого читаем: «Человек! Оплачь царя Тира и скажи ему: „Так говорит Господь Бог: ты был отмечен печатью совершенства, исполнен мудрости и совершенной красоты”».
Обратимся теперь к Евангелию. «Я видел, как сатана, словно молния, пал с неба», – говорит Христос в 18-м стихе 10-й главы Евангелия от Луки. Опять обращаемся к контексту. «Между тем Семьдесят возвратились в радости и говорили: „Господи, даже бесы покорны нам во имя Твое!” А Он сказал им: „Я видел, как сатана, словно молния, пал с неба. Вот, Я дал вам власть попирать змей и скорпионов и всякую вражью силу, и ничто не причинит вам вреда. Однако радуйтесь не тому, что духи вам покорны, а тому, что имена ваши написаны на небесах”». Тоже здесь ни из чего не следует, что Иисус рассказывает историю про грехопадение ангела в каком-то далеком прошлом. Это высказывание относится к данному моменту как реакция на слова учеников. Христос говорит о том, что сейчас силы зла побеждаются, появилась сила, которая может низвергнуть зло.
В Первом соборном послании Иоанна есть такие строчки: «Делающий грех – от диавола, потому что диавол грешит от начала. Для того явлен был Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». Но и тут ни из чего не видно, что дьявол – это ангел, который упал с неба. Мы видим, что в тексте дьявол вообще с маленькой буквы. То есть здесь дьявол не личность, а некий концепт зла, символ. Диавол – символическое обозначение зла и греха. Дела диавола – всяческое зло, которое творится в мире, и это зло пришел разрушить Христос.
Во Втором соборном послании Петра мы читаем: «Ибо, если Бог не пощадил согрешивших ангелов, но, низвергнув в ад, предал их в пещеры мрака, чтобы быть им под стражею для суда» (2 Пет 2–4). Вроде как про ангелов, которые согрешили. Но здесь сказано, что все они под стражей для суда, тогда как демоны, по общему мнению, должны быть активны в этом мире, чтобы творить зло, и наказание им еще только предстоит. Поэтому не совсем понятно, что это за согрешившие ангелы. В любом случае тут ничего не сказано про Денницу, который восстал против Бога, про войну на небе и пр.
В 12-й главе книги Откровения рассказывается об архангеле Михаиле, который сражается с драконом. Откровение – вообще самая загадочная книга, так как является набором мистических откровений, которые истолковать крайне трудно. В любом случае Откровение нам рассказывает о будущем, война архангела Михаила и ангелов с драконом состоится в будущем. Да и падший ангел, дьявол, сатана в 12-й главе не упоминаются. Дракон – это, очевидно, также не конкретная личность, а символ зла. В 20-й главе Откровения упоминаются дьявол и сатана, но говорится об их конечной участи. Ничего не говорится об их происхождении.
Единственное место в Писании, где упоминается о падших ангелах, – это Соборное послание Иуды: «И ангелов, не сохранивших первоначального состояния, но покинувших свое жилище, Он сохранил под стражею в узах вечных, во мраке, на суд великого Дня» (1:6). Но на что опирался автор Послания, упоминая «ангелов, не сохранивших первоначального состояния», ведь нигде в Писании об этом не сказано? Библеисты установили, что автор Послания взял это из апокрифической книги Еноха.
Тем не менее в Евангелии Христос постоянно изгоняет бесов, и очевидно, что это не просто символы. Христос изгоняет какую-то конкретную силу, которая действует в людях. Что же это за сила? Откуда она появилась? Мы знаем, что источником зла был человек. Как мы уже говорили выше, змей – это символ того зла, что зарождается внутри человека. Поэтому было лишь одно грехопадение, и бесы в некотором смысле – порождение человека. Хотя ничего конкретного о природе бесов в Писании не говорится, но по описанию мы можем заключить, что это некие безличностные «энергии», которые могут овладевать человеком. И из Писания, и из христианского опыта нам понятно, что за любым грехом и страстью стоит определенный дух. Именно поэтому апостол Павел пишет: борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах (Еф 6:12). По этой же причине в древней традиции оглашения над желающими принять крещение длительное время читались экзорцизмы.
Почему же в христианство так прочно вошла легенда о падшем ангеле? Миф о войнах между богами – один из самых устойчивых религиозных архетипов. В большинстве языческих космогоний мы можем встретить истории о том, как одни боги побеждают других. Например, Ваал побеждает Эля, Зевс – Кроноса. Когда христианство вышло за пределы Израиля, туда стала проникать культура языческого мира. Мы не можем занять позицию Тертуллиана и сказать, что все языческое наследие – зло. Ведь вся догматика у нас (как и все богословие) написана на языке Платона и Аристотеля. Но в какие-то моменты языческие представления серьезно искажают христианское откровение.
Вред мифа о падшем ангеле заключается в том, что человек словно снимает с себя ответственность за зло в этом мире. Он всего лишь жертва, а главный виновник – сатана. Но на самом деле не падший человек – плод действий сатаны, а сатана – плод действий падшего человека.