Послание к Коринфянам, глава 15
На церковнославянском языке
1 Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите, |
На русском языке
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие [1], которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, |
[1] Евангелие – переводится как “благая, хорошая, добрая весть”
[2] Изверг – имеется в виду не плохой человек, а недоношенный младенец, выкидыш
Когда-то в детстве я среди ночи вошла на кухню к родителям-полунощникам и со слезами спросила: «мама, и ты тоже умрешь? И папа? И я?» Я не помню, что мне тогда ответили родители. Скорей всего, ничего хорошего. Я сама очень долго спасалась от страха смерти детскими фантазиями о собственном бессмертии и о бессмертии всех, кто для меня дорог. До тех пор, пока не поверила в воскресение Христа и надобность в фантазиях не отпала.
Апостол Павел не зря так подробно рассказывает о том, кому являлся Христос после воскресения, подчеркивая, что многие из этих людей еще живы (включая его самого). Воскресение Христа – это факт, значительно более реальный, чем многие фотографии в интернете. Существуют свидетели этого факта, и апостол Павел сам является этим свидетелем. Почему же это так важно? Именно факт смерти и воскресения Христа и веры в это кардинально отделяет христианство от всех остальных верований и религий. В жизнь души после смерти – хорошую ли, плохую не так важно – верили многие: и греки, и египтяне, и индусы. Но только воскресение мертвых в теле делает смерть бессильной. В этой же пятнадцатой главе 1-го послания к Коринфянам, немного дальше апостол Павел говорит о том, что если Христос не воскрес на самом деле, то вера наша тщетна, грехи нам не прощены и сами мы умрем.
Но если Христос воскрес… Это значит, что наши грехи остались там, в могиле. Это значит, что и мы воскреснем со Христом – если вместе с Ним умрем для наших грехов. Я не очень понимаю, как умирать для грехов. Думаю, сам факт смерти и воскресения Христа делает грех бессильным, а мое сопротивление греху – это смерть прежней, грешащей меня, в результате которой вместе со Христом воскресаю новая я. И именно Его воскресение дает новую жизнь моей душе. Но я очень хорошо понимаю, что я теперь могу ответить той, маленькой, себе: «Да, мы все умрем. А потом мы воскреснем. И мама. И папа. И я»
Вопросы для размышления
Блаженный Феофилакт Болгарский
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев
Святитель Феофан Затворник
Подвести итоги