Анастасия Бубнова объясняет, чем опасна подмена покаяния постоянным чувством самобичевания…
Я долго думала, как поделиться своим опытом проживания чувства вины в контексте веры и религии. И первое, что всплывает, – это мои детские воспоминания. Помню, как маленькая, что-то натворив, слышала от старших: «Боженька тебя накажет! Грех возражать взрослым…» ну и все в таком духе. Я гадала: что означают эти слова? Каким будет наказание? Ждет ли оно меня сейчас или в будущем? И почему именно я его заслужила? Постепенно начало формироваться мое убеждение о Боге, как о некой карательной инстанции. И что, конечно же, Бог, как великая сила, только и ждет, чтобы наказать меня за все мои проступки. А проступки эти были, конечно же, как и у всех детей или подростков. Мы все не идеальны, и как ни крути, совершаем ошибки.
Несколько лет назад я снова задумалась о теме наказания, когда заболела. Продолжительная хандра, сложности с постановкой диагноза, на фоне длительного и местами безуспешного лечения появились тоска и плохое настроение. А вместе с тем размышления: “Почему? И главное – за что?
И тут, как-то само собой, в голове сложился пазл, и, недолго думая, я сделала вывод: «Это мое наказание, вот! Вот! Оно пришло ко мне, наконец-то».
Оглядываясь назад, я понимаю, насколько неблагоприятно негативное убеждение влияло на меня, в моменты, когда надо было бороться, поддерживать себя и вставать на ноги. И теперь, будучи практикующим консультантом, вижу, как самонаказание и вина мешают людям решать свои проблемы, особенно если человек свыкается с этим «наказанием от Бога» и перестает работать над собой, не поддерживает себя.
У меня же в такой момент церковь, храм, Бог, вера – все вызывало смешанные чувства. Раз Бог меня наказал, то в храм я пойти не могу, а именно туда я раньше ходила, постоять, подумать, попросить благословение. Но как же я могу опираться на Бога, если Он – строгий каратель и вот теперь мне так плохо?! Как же я могу мысленно побеседовать с Ним, если Он только и ждал момента для вынесения приговора. И я на какое-то время отошла от религии и веры в полную темноту и пустоту, смирилась со своей участью и существовала, как тень.
Иконы сиротливо стояли на полках, я протирала с них пыль и ставила на место, вспоминая о том, что «несу свой крест наказания».
Все поменялось, когда, изучая психологию, я коснулась темы эмоции вины и наконец, добралась до убеждения о Божьем наказании.
В нас говорят иррациональные убеждения, которые мы принимаем на веру, без анализа, просто как данность. Если подумать о ситуации шире мировосприятия одного человека, почему я вообще решила, что Бог – именно каратель? Ребенок воспринимает слова значимого взрослого – как истину в последней инстанции. Но ведь взрослые могут и ошибаться, и искажать, и неверно трактовать вопросы религии и веры.
И я начала с чистого листа, составляя свое представление о Боге и о моих с Ним отношениях. Я вспомнила про исповедь. Недаром она проводится в храмах. В чем ее суть? Конечно же, не в том, чтобы батюшка отпустил грехи, и ты пошел грешить по новой, как ошибочно полагают некоторые «верующие». В исповеди есть свой глубокий смысл, который подтверждает возможность прощения, в контексте исправления ошибок в будущем, исповедь связана с раскаянием, а не с виной. Я начала находить подтверждения о Милостивом Боге в словах священников, на страницах книг, в Библии. Ибо “Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк 15:7).
Мои познания расширились, когда я также познакомилась с механизмом эмоции вины. Возможно, вы удивитесь, но вина – деструктивная невротичная эмоция. А ее здоровый эквивалент – сожаление, раскаяние. Все дело в том, что, виня себя, вы никак не решаете своих проблем. Вы можете раз за разом совершать одни и те же ошибки и раз за разом просить прощения. Вина может быть не обоснована, и по сути, это рассогласование между желаемым поведением человека и реальным его действием. То есть мы чувствуем вину, когда наше реальное поведение не совпало с представлением об этом поведении в представлении другого человека. Вина неприятна и болезненна, но она никак не мотивирует на изменения.
А вот раскаяние и сожаление помогают отнестись к себе с принятием и любовью, признать, что вы можете ошибаться или совершать то, о чем жалеете, но при этом у вас есть шанс стать немного лучше, извлекая уроки из своих ошибок. Вы не опираетесь на то, каким должны были бы выглядеть в глазах людей, а руководствуетесь своим внутренним ориентиром нравственности.
Проработав вину, я поняла окончательно, какое место занимает Бог и вера в моей жизни – и что Он не наказывает, а учит. Что испытания, такие как болезнь, случаются, но при этом мы можем чему-то научиться в эти неприятные моменты, мы становимся сильнее, идем на поправку, извлекаем уроки. И что все это никак не связано с наказанием, что ошибки неизбежны, важно то, будешь ли ты извлекать из них уроки или нет.