На злобу дня. О религиозности

Юрий Белановский

Руководитель добровольческого движения «Даниловцы».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Юрий Белановский делится тем, что наболело, и это говорит о том, что слова Христа о фарисеях будут применимы ко всем временам…

Когда-то, лет 20 назад, в книгах по истории церкви я читал удивительное и думал, что было ж когда-то время прекрасное. На рынках, в банях, в домах за трапезой, в пути и на поле – все от свинопаса до офицера и чиновника и даже до императора обсуждали: «омоусиос или омиусиос»? То есть: «Сын единосущен Отцу или подобосущен? Какими словами выразить тайну Троицы?!»

После советского своего детства я воспринимал эти картины насыщенной религиозной жизни, как некий ориентир. Как же! Каков был уровень религиозной грамотности? Торговец финиками мог с пониманием говорить священнику, что “ипостась” и “просопон” следует различать, что Бог – это «единство природы в трех Лицах».

На фоне постсоветской религиозной безграмотности, нравственного обнищания и даже деградации общества разве можно было прочесть без зависти и восторга исторические свидетельства прошлого? Наши тогда российские СМИ и общественные дискуссии не выходили за рамки “свечек”, “снятия порчи”, “архаичных попов”. Никакой не было не то что философской нотки, но даже терминологической аккуратности в отношении религии. Подумать только, кадило путали с паникадилом.

Для меня, тогда верующего новообращенного православного человека, все эти знания были азбукой, которую я освоил с огромной радостью и искренностью. Обретя веру, и я и каждый из нас вдруг понимали, что все это уже знаем, что нет тут никакой сложности. Что богословие – это стройное здание терминов, логики, рассуждений, выводов, словесных формул. Ах… какие порой встречаются словесные формулы! И все это идет из древности, это уже традиция. Невозможно быть православным, если ты ниже уровнем, чем те свинопасы и императоры. И, в общем-то, о богословии мы знали больше них. Так нам казалось.

Стать христианином в 90-е годы, в своего рода дикой оттепели после религиозной морозной пустыни – это как оказаться в другом мире, где есть смыслы и стройная философия, есть примеры для подражания, есть мир и радость братства, есть глубины для изучения и богословия и истории, есть путь заповедей и аскезы, есть служение, Свет и Любовь, льющиеся с неба, есть личный и обращенный к Тебе Бог. Христианство – это именно полнота жизни. Но полнота в своем мире. Стать христианином в России 20 лет назад – это как оказаться на границе двух миров с правом и желанием перехода туда и обратно. Это как поселиться у небольшого горного озера с тусклыми пустынными берегами. Но если нырнуть в озеро, можно оказаться в безбрежном, ярком, полном жизни и света океане – в особом огромном мире.

Этим я хочу пояснить, что истории прошлого о богословских спорах как бы говорили: вот было время, не было границы между религией и жизнью, жизнь и была религией и религия была жизнью. Красота!

И вот, когда я читал те книги мне и в голову не приходило понять, что да, определяющей в жизни была религия, но не ее внутренняя сокровенная часть, где Бог и человек встретились, а та часть, что породила споры! Что означают религиозные споры на уровне рынка и бани? Я понять тогда не мог. Это было невозможно, не было опыта. Всё окружающее меня, кроме того маленького озера, никакого отношения к “омиусиус” не имело и не хотело иметь, более того, всем плевать было на “единство Божественной природы и Троичность в Лицах”.

И вот я наконец дожил до того, что в очереди в “Ашане”, на приеме у терапевта, в вагоне метро, в перерывах на совещаниях с чиновниками, в кулуарах на научных конференциях, в прайм-тайм на телеэкранах и в лентах “Фейсбука” и даже “ВКонтакта” – везде религия! Все-все-все обсуждают разницу между автокефальной, автономной и поместной церковью, дискутируют о церковных канонах Никейского и Халкидонского соборов, критикуют переводы “грамот” и “томосов” с греческого, упоминают через слово “священные синоды”.

Я и мечтать не мог, чтобы главный редактор известной радиостанции и самый популярный телеведущий, игнорировавшие церковные темы чуть более чем полностью всегда, вдруг стали чуть ли не ходячими справочниками по церковному устройству, по церковным отношениям, церковной терминологии. А ведь еще год назад, если вдруг случаем они касались темы религии, то какую несусветную чушь они несли?!.

Вот оно! УРА! Наконец-то мы видим, что такое настоящее религиозное общество! Религия вошла в жизнь. Жизнь переплелась с религией! Из каждого утюга наши с вами сограждане говорят о церкви и святом православии на Руси!

Но! Все оказалось гораздо прозаичнее… В переводе Гоблина первой части «Властелина Колец» Фродо спрашивает Гэндальфа о жизни там, за холмами. И Гэндальф говорит: «Ну… что… все друг друга режут, убивают, насилуют… Идет обычная человеческая жизнь…» Всеобщая религиозность и православность оказалась той самой обычной человеческой жизнью.

В книжках, конечно, споры о Православии прекрасны. А нам что религия дала, растекшись повсюду? Она дала тоже, что в те первые времена, когда споры шли в поисках правильных “богоприличных слов” – разделение, она принесла озлобленность, она накалила эмоции и вручила право сильным взяться за меч. Ради мира, конечно. Ради правды, безусловно. Ради единства, бесспорно. В древности императоры решили подсобить и быстренько к церкви пришили армию и полицию. Так оно надежнее достигать мира и любви.

У православия все больше размывается внутренний иммунитет, защищающий Евангелие. Началось христианство когда-то с Благой Вести о спасении людей от греха, с проповеди Христа о Себе как примирителе, с жертвы крестной, с призыва к миру и единству и любви. Началось христианство и с уранополитизма! Да! Да! Именно! Нации и государства – это все даже не тень небесного. Христианство – это исключительно уранополитизм. Христиане – граждане неба! И никто не сможет это опровергнуть. Евангелие именно об этом!

Так вот, продолжилась христианство вхождением в жизнь Империи и поиском своего имперского места в том числе и идеологического. Разгорелись вовсю те самые догматические споры о Боге и о Христе – Сыне Божьем. Ну хоть так. Это и философия, и обсуждение самой сути религии – богообщения.

А сегодня? Сегодня религия в обществе не упоминает Христа и Евангелия, сегодня православие – это споры о нациях и территориях и, смешно сказать, о правах того или иного церковного начальника (или синода или собора). Кто главнее, кто в своем праве, кому и что принадлежит?

Сегодня Православие в России – это крик или даже приказ Богу: отойди в сторону, не мешай, видишь, взрослые дядьки свои дела решают, разборки чинят за «территориальную целостность». Смотри, как это эффективно? Вся страна теперь разбирается в канонах и томосах. Президенты – и те говорят слово «автокефалия». Не то, что мямлить про мир и любовь и единство среди сотен нищих палестинцев…

Получилось, что то самое небольшое горное озеро православной веры вышло из берегов. Вспенилось, возмутилось, целым гейзером взорвалось и обрушило на всех вокруг религию, которая быстро стала заполнять все пространство и стекать вниз по склонам. Ручейки стали мутными селевыми потоками и теперь уже сносят все вокруг.

В общем, мои юношеские мечты сбылись. Религия повсюду. Только сегодня я очень жалею, что так оно есть. Я теперь знаю и на себе, что даже у самой светлой религии есть темная сторона.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle