Можно ли причащаться во время эпидемии коронавируса? Существуют две позиции – согласно одной из них, сама мысль о том, чтобы заразиться во время причастия Святых Тайн, нелепа и кощунственна. Мы верим, что в Чаше невидимо пребывает Сам Господь, Податель жизни, Который всегда ищет нам только блага спасения, – как мы можем помыслить, что Причастие может оказаться вредоносным?
Другая позиция связана со словами еще Ветхого Завета, которые Господь Иисус повторяет, когда подвергается искушению от диавола: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4:5–7).
В самом деле, подвергать себя (и других) опасности, полагая, что Бог обязан вмешаться и предотвратить бедствия, которые мы сами должны были бы предвидеть – значит искушать Бога и идти явно против Писания, в частности, против заповеди “не убий”, которая предписывает нам заботиться о своем и чужом здоровье и жизни. Бог вознаграждает послушание – а не удаль и браваду.
Сторонники первого взгляда обращают внимание на то, что если бы Причастие было опасно с точки зрения заражения, первыми бы вымерли священники, которые потребляют Дары после каждой Литургии. Это верно – причем верно не только во время эпидемий. Верующие составляли бы самую заметную группу риска с точки зрения эпидемиологии, а священники – самую ярко выраженную подгруппу внутри этой группы.
Священник постоянно общается с самым широким кругом людей, близко склонившись ухом к устам прихожанина, принимает исповедь, является, чтобы преподать последнее утешение умирающим, – он должен был бы быть первой жертвой всевозможной заразы. По степени опасности к его служению приближается только служение врача – только у врачей есть дополнительные меры предосторожности, и они все равно часто заболевают.
То, что наше духовенство живо и продолжает служение, говорит о том, что его подверженность инфекционным болезням в среднем едва ли выше, чем у населения в целом.
Однако про священника никак нельзя сказать, что он искушает Господа: он вовсе не лезет подвергать себя опасности без уважительной причины. Он исполняет возложенный на него долг, следует священнической присяге, по примеру Господа несет служение в этом глубоко инфицированном злом и грехом мире. Грешники нуждаются в исповеди, верующие – в Причастии, и священник не может им отказать. Мотивы, по которым он действует, ясны и ему самому, и Богу.
Во время эпидемии, когда люди пребывают в страхе, страдают и умирают, они особенно нуждаются в заботе священника – и он должен им ее оказывать.
В несколько другом положении находится мирянин. Литургия не совершится, если священник откажется совершать ее и преподавать людям Причастие. Но мирянин не сорвет ее, если воздержится от Причастия в этот раз. Как правило, миряне у нас не причащаются за каждой Литургией, – в Церкви давно идут споры о том, хорошо ли частое причащение, но в реальности многие участники богослужения не подходят к Чаше. Благочестивые люди могут какое-то время воздерживаться от Причастия по разным причинам – но чаще всего потому, что хотели бы тщательно подготовься и приступить к Причастию с должным благоговением.
Чтобы идти к Причастию именно во время пика эпидемии, нужно ясно понимать свои мотивы – и вполне ли они угодны Богу. Мы постоянно молимся о том, чтобы причаститься “не в суд и не во осуждение”. Как предупреждает святой апостол Павел, “да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор 11:28–30).
Обратим внимание – апостол связывает немощь, болезнь и смерть с недостойным причащением. Причастие – не таблетка, оно не работает автоматически, гарантируя человеку физическое и духовное исцеление. И Писание, и молитвы, которые мы читаем перед Причастием, говорят о том, что встреча с Таинством – это встреча с судом Божьим, который испытывает наши намерения и мотивы.
Можно (и необходимо) причащаться из послушания Богу, исполняя свой долг. Не стоит делать этого ради удали и пустой похвальбы, чтобы выказать свое пренебрежение к опасности. Бог испытывает наши сердца и намерения и знает, когда мы ищем послужить Ему, а когда мы искушаем Его. Во втором случае нам не стоит ожидать, что Он сверхъестественным образом защитит нас от последствий.